7 класс. 15.01. Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

Цель:

    формирование навыка написания Н и НН в наречиях на –О и –Е,

    повторить изученные орфограммы в написании других частей речи;

    развивать речь: конструирование предложений по схемам;

    повторить знания по грамматике – лингвистические разборы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания (упр. 454).

3.Объявление темы урока, запись в тетрадях и на доске. Объявление цели урока.

4.Работа по повторению правил по наречиям.

А) Раскройте скобки, правильно выберите НЕ или НИ, укажите, к какой части речи относятся слова с НЕ и НИ. 3 слайд.

(Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не сожалел о своей поездке, (ни, не)когда (ни, не) откуда не получал писем, помощи ждать (ни, не)от кого, (ни, не)с кого спрашивать, шагу (ни, не)где ступить.

Б) Проверим работы. На экране 4 слайд.

В) Сделаем вывод: как пишутся приставки НЕ и НИ с наречиями на –О и –Е? (Под ударением НЕ, без ударения – НИ).

5.Орфографическая работа. Вспомним слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Объяснительный диктант.

Неглубокое озеро; небезынтересно; не вежливо, а грубо; невежливый; невкусный; невзлюбить; не дочитана; недобрый; не мог; не высоко, а низко; неестественно; не считая; недоверие; не приветливость, а грубость; невыученные; ничуть не примечательная; вовсе не смешно. (Взаимопроверка).

6. Вспомним написание Н и НН у прилагательных и причастий. (Ребята устно объясняют условия выбора данных орфограмм).

Распределительный диктант (в 2 столбика: 1 – слова с Н, 2 – слова с НН).

Песчаный берег, желанный друг, раненый боец, местность пустынна, вовремя организовано собрание, смышленый малыш, тренированный спортсмен, соломенная шляпа, гусиное перо, внимательный ученик, уверенный ответ, мороженая рыба, тушенное в печке мясо.

7. Повторение правила по теме урока. Слайд 7. (Прилагательное + суффикс О(Е) = наречие.)

Причастие + суффикс О(Е) = наречие). У наречия столько Н, сколько у прилагательного или причастия, от которого оно образовано.).

Как наречие на –О(Е) отличить от краткого прилагательного и краткого причастия? (По вопросу и синтаксической роли в предложении. Примеры в 8 слайде.).

8. Закрепление. Выборочный диктант. Выпишите только наречия с Н и НН.

1) Все были уверены, что с работой справятся к сроку. 2) Сейчас он бежал уверенно, почти машинально. 3) Мальчик рассеянно смотрел по сторонам. 4) Войско противника рассеяно, победа за нами! 5) Сегодня она рассеянна и невнимательна. 6) Поведение ее было странно. 7) С крыш капала вода, и унылый звук ее падения странно сливался со звуком часов. 8) Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги.

9. Лингвистическая разминка. (Работа выполняется на доске и в тетрадях).

А) Запишите предложение: Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги. Произведите синтаксический разбор. (Простое, осложненное)

Б) Произведите морфемный и словообразовательный разборы слова выклеенные. (Суффиксальный)

В) Произведите морфологический разбор слова искусно. (Наречие)

10. Проверочная работа (Правописание Н –НН).

1. Газированная вода, листва озарена, испуганно вскрикнул;

2. Странно посмотрел, местность пустынна, проблема изучена;

3. Оборудованный кабинет, квашеная капуста, рассказывает замечательно;

4. Небо облачно, исследование закончено, огорченно вздохнуть;

5. Ответить сдержанно, организованный отряд, жеваный лист;

6. Недостатки выявлены, насыщенный влагой, буйно разрастаться;

7. Бешеный зверь, ветреный день, раненый враг;

8. Обдуманное предложение, улыбался восторженно, решение продумано;

9. Девушка воспитанна, мальчик воспитан бабушкой, воспитанные дети.

12. Самопроверка. На экране 10 слайд.

13. Комментирование и выставление оценок.

14. Вывод, подведение итогов работы.

    Как определить, одну Н или две НН писать в наречии? (Определить, сколько Н в том слове, от которого наречие образовано)

    На какие вопросы отвечают наречия на –О(Е)? (Как?)

    Каким членом предложения являются наречия? (Обстоятельством).

16. Запишите домашнее задание. Повт. Стр. 41-42. Упр. 448, 453 (3, 4).

План-конспект открытого урока по русскому языку

Тема: «Правописание Н-НН в разных частях речи»

МБОУ «СОШ №17 города Йошкар-Олы»

Учитель: Ефименко Т.Н.

Для 10-11 классов общеобразовательных школ

2014 – 2015 уч.год

Тема занятия : «Правописание Н-НН в разных частях речи»

Вид занятия : комбинированный урок

Тип урока : урок изучения нового материала

Цели занятия :

Обучающие:

- закрепить навыки правописания Н-НН в разных частях речи;

- обеспечивать овладение обучающими навыками грамотного письма;

- способствовать формированию у обучающихся умения находить и исправлять орфографические ошибки;

- определять именное и отглагольное происхождение слов и выработать навык определения именных и отглагольных образований выбора Н-НН в суффиксах;

- расширить полученные сведения о правописании Н-НН в наречиях, прилагательных, причастиях, существительных, образованных от прилагательных и причастий;

- научить различать краткие формы прилагательных и причастий, а также различать краткие страдательные причастия и наречия;

- закрепить знания о правописании слов-исключений.

Развивающие:

- совершенствовать орфографическую и речевую грамотность обучающихся;

- развивать навыки самоконтроля, необходимые при выполнении заданий.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию культурно-ценностного отношения к русской речи и русской литературе;

- способствовать повышению мотивации к учебной деятельности;

- воспитывать стремление к грамотной речи.

Требования к обучающимся:

- обучающиеся должны иметь представление об основных орфограммах, регламентирующих написание слов;

- обучающиеся должны знать части речи, их отличие и правильное написание;

- обучающиеся должны уметь находить и исправлять орфографические ошибки, вставлять пропущенные буквы в словах, анализировать текст, определять тему, основную мысль текста, тип речи и стиль, воспринимать звучащую монологическую и диалогическую речь, воспринимать письменную речь.

Методы обучения:

    Объяснительно-иллюстративный

    Частично-поисковый

    Репродуктивный

    Проблемный

Приёмы обучения:

    Постановка проблемных, частично-поисковых вопросов актуализации знаний обучающихся;

    Обращение к наглядным и компьютерным средствам обучения.

Формы организации учебного процесса :

    Фронтальная

    Индивидуальная

Междисциплинарные связи:

    Русский язык. Морфология.

    Русский язык. Лексика.

    Русский язык. Морфемика.

    Литература. Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

    Литература. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»

Внутридисциплинарные связи:

    Тема 1.1. Язык и культура. Типы норм.

    Тема 2.4. Употребление Ь и Ъ знаков.

    Тема 2.5. Правописание безударных гласных корня.

    Тема 2.6. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные.

    Тема 2.7. Правописание приставок. Приставки пре – и при-

    Тема 2.9. Общие правила правописания сложных слов. Правописание гласных после шипящих и Ц.

    Тема 2.10. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, деепричастий.

Средства обучения:

    Учебно-методическая литература:

- учебники

    Учебно-наглядные пособия:

- раздаточный дидактический материал

    Технические средства обучения:

- компьютер

Литература:

Основная:

1. Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: 2007.

2 . Громов С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов. М.: Московский Лицей. - 2011.

3. Веселова З.Т. Русский язык. Трудные случаи орфографии и пунктуации. М.: Паритет. - 2002.

4. Толстой Л.Н. Роман-эпопея «Война и мир». Том 1,2. Самара: Самарский Дом печати. 1994.

5 . Толстой Л.Н. Рассказы. М.: Дет. Лит.1978.

Дополнительная:

    Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. М., 1994.

    Розенталь Д.Е. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: 2002.

    Словарь литературоведческих терминов

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие;

Оформление записей в журнале;

Определение отсутствующих.

2. Проверка домашнего задания

Ребята, вы должны были найти разные виды орфограмм в данных на дом текстах.

Текст 1.

Текст 2.

Текст 3

Вопрос к группе : Давайте вспомним изученные орфограммы и озвучим их.

    Изучение нового материала .

Сейчас мы проведём небольшую устную орфографическую разминку. Посмотрите на задание 1.

Давайте вставим пропущенные буквы в следующих словах: лу(н,нн)ый, деревя(н,нн)ый, сви(н,нн)ой, кожа(н,нн)ый, образова(н, нн)ый, агитацио(н,нн)ый, време(н,нн)ый, искусстве(н,нн)ый, серебря(н,нн)ый, взволнова(н,нн)ый.

Вопрос: Ребята, на какую тему подобраны данные слова?

Ребята отвечают и учитель называет тему урока «Правописание Н-НН в разных частях речи»

Откройте рабочие тетради

Запишите число

Укажите вид работы (классная)

Запишите тему урока

Звучат цели урока. Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, лингвистов, литературоведов. И начнём мы с изучения новой темы.

    Закрепление нового материала.

Задание 1. Фронтальный опрос

По тому, что вы прослушали, и подглядывая в таблицы, которые есть у каждого в папке, ответим на следующие вопросы и побываем в роли исследователей:

    Назовите одиночные суффиксы имён прилагательных

    Назовите двойные суффиксы имён прилагательных

    Назовите другие условия написания НН в имёнах прилагательных

    Перечислите слова-исключения

    Назовите, сколько Н пишется в кратких прилагательных

    Назовите, сколько Н пишется в кратких причастиях

    Назовите, сколько Н пишется в отглагольных прилагательных и в словах типа глаженый-переглаженый

    Назовите условия написания НН в полных причастиях

    Расскажите, как отличить отглагольное прилагательное от причастия

    Расскажите условия написания Н-НН в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий

Задание 2. Найдите в папке задание 2 и, пользуясь таблицей, исправьте в тексте орфографические ошибки на данную тему.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо его было очень румянное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведеными к усам бакенбардами и с зачесаными вперёд височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери была в его блестящих глазах и губах. Сложенн он был прекрасно, с широкой, небогато украшеной орденами грудью, с сильными плечами и длиными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

(Проверяем исправленный текст на слайде.)

Ребята, обратили ли вы внимание на автора текстов в домашнем задании и знаете ли вы автора данного отрывка? Можете ли вы назвать это произведение?

Правильно, это Л.Н.Толстой. А произведение – «После бала». Сегодня мы с вами будем анализировать отрывки из романа-эпопеи «Война и мир».

Учитель: Есть особый специфический вид общения между людьми с помощью письменных текстов. В нём участвует автор и читатель, а текст является между ними посредником. За текстом всегда стоит автор. Текст- это авторское открытие, осознание автором тех или иных сторон действительности и его умение выразить эту действительность средствами языка. Сейчас мы побываем с вами в роли лингвистов и литературоведов, и в этом нам помогут тексты Л.Н.Толстого, взятые из романа-эпопеи «Война и мир».

Просмотр фрагмента №1 из к/ф С.Бондарчука «Война и мир»

Фрагмент 1.

1) Князь Андрей безвыездно прожил 2 года в деревне.2) Все те предприятия по имениям, которые затеял у себя Пьер и не довёл их ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому, были исполнены князем Андреем.

3) Он имел практическую цепкость, которая без усилий с его стороны давала движение делу.

4) Одно имение его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы, в других барщина была заменена оброком. 5)В Богучарово была выписана на его счёт учёная бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте. 6)Одну половину своего времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню…

7) Весной 1809-го года князь Андрей поехал в рязанские имения своего сына, которого он был опекуном.

8) Проехали перевоз, на котором он год назад говорил с Пьером.9) Проехали деревню, зеленя, подъём по размытой глине, полосы жнивья и въехали в берёзовый лес по обеим сторонам дороги. 10)В лесу было почти жарко, ветру не слышно было.11) Берёза, вся обсеянная зелёными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы.12) Рассыпанные кое-где мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме. 13)Лошади зафыркали, въехав в лес…

14) На краю дороги стоял дуб. 15)Он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы.16) Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. 17)С огромными своими неуклюже, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. 18)Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. 19) «Весна, и любовь, и счастье! – как будто говорил этот дуб. – И как не надоест вам всё один и тот же глупый, бессмысленный обман.20) Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. 21)Вот смотрите, сидят задавленные мёртвые ели, вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков.22) Как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

23)« Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь,- наша жизнь кончена!» (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Вопросы к тексту:

    Ответьте, почему это текст?

Задание 4. Найдите в данном тексте слова с изученной орфограммой, объясните их написание. Определите части речи данных слов.

Вот мы с вами и попробовали себя в роли исследователей, лингвистов. Молодцы!

Задание 5. Смотрим 2-ой фрагмент из к/ф «Война и мир».

Учитель: Эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приёмами создания художественных образов. Созвучие в настроении природы и человека, портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний монолог, авторское отношение к героям, которое спрятано в подтексте,- всё это и есть приёмы создания художественных образов.

Найдём этот текст в папке, прочитаем его и ответим на следующие вопросы:

    Какой художественный приём мы получаем, соединив два рассмотренных текста?

Фрагмент 2.

1) По опекунским делам рязанского имения князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. 2) Предводителем был граф Илья Андреевич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.

3) Был уже жаркий период весны. Князь Андрей, невесёлый и озабоче(н,нн)ый, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. 4)Вправо из-за деревьев он услыхал женский весёлый крик и увидал бегущую наперерез его коляски толпу девушек…

5) Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть.6) Он читал, потом потушил свечу и опять зажёг её.7) Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова) , который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставле(н,нн)ы ещё, досадовал на себя за то, что остался.

8) Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отворить его.9) Как только он открыл ставни, лу(н,нн)ый свет ворвался в комнату.10) Он отворил окно.11) Ночь была свежая и неподвижно-светлая.12) Перед окном был ряд подстриже(н,нн)ых дерев, чёрных с одной и серебристо-освещённых с другой стороны.13) Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на небе.14) Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали.15) Он услыхал сверху женский говор…

Соня! Соня!- послышался опять первый голос.- Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе.- Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

16) Соня неохотно что-то отвечала.

17) -- Нет, ты посмотри, что за луна! Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, - и полетела бы. Вот так! …

18) В душе князя Андрея вдруг поднялась такая неожида(н,нн)ая путаница молодых мыслей и надежд, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе своё состояние, тотчас же уснул.

19) На другой день князь Андрей поехал домой.

20) Уже было начало июня, когда он, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так стра(н,нн)о и памятно поразил его…

21) «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, - подумал князь Андрей.- Да где он?- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал.22) Старый дуб, весь преображё(н,нн)ый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.23) Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничто не было видно.24) Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились сочные, молодые листья.25) «Да это тот самый дуб»,- подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричи(н,нн)ое весе(н,нн)нее чувство радости и обновления. 26)Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему.27) И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризне(н,нн)ое лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнова(н,нн)ая красотою ночи, и эта ночь, и луна.28) «Нет, жизнь не конче(н,нн)а в 31 год,- вдруг окончательно, беспереме(н,нн)о решил князь Андрей.- Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, надо, чтобы все знали меня!...»

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы в данном отрывке и объясните их написание.

Стр. 104. Упр. 127.

Задание 8. Зачётная работа : работа с учебником Громова С.А. Стр.100. Упр.118. Стр.102.Упр.123.

4. Подведение итогов занятия.

Перечислите основные правила правописания Н-НН в разных частях речи

Вывод: Итак, мы повторили с вами ещё одно правило. Помните, что грамотная речь и грамотное письмо – это показатели образованного человека.

Домашнее задание.

    Составить кластер по изученной теме, взяв только одну часть речи.

    Написать небольшое сочинение-рассуждение, используя данные тексты, на тему: «Как вы понимаете смысл последнего предложения?»

«Нет, жизнь не кончена в 31 год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, надо, чтобы все знали меня!...»

Оценки за работу на уроке.

Заполнение обучающимися дневника.

Дневник урока

п/п

Критерий оценки (вопрос)

Варианты оценки

Твоё отношение к уроку

1. Отличный, интересный,
захватывающий.

2. Хороший, содержательный,
заставляющий работать.

3. Нормальный, обычный.

4. Скучный, работал без интереса.

5. Бесполезный

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

Чему новому ты научился на уроке?

Как ты оцениваешь

деятельность

преподавателя?

Доволен

Равнодушно

Разочарован

Как ты оцениваешь свою деятельность на уроке?

Был активным участником.

Доволен.

Был пассивным слушателем.

Разочарован.

Правильные ответы на вопросы и задания

    Проверка домашнего задания.

Найти разные виды орфограмм в данных на дом текстах.

Текст 1. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов пригласил её, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я ухаживал прежде.

Текст 2. Крепостной наш лакей Петруша встретил меня со свечой и хотел помочь мне раздеваться, но я отпустил его. Вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным. Стараясь не шуметь, я на цыпочках прошёл в свою комнату и сел на кровать.

Текст 3 . Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Это был оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Дёргаясь всем телом, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад, то падая наперёд…И не отставая от него, шёл твёрдой походкой высокий военный.

Мы повторили следующие орфограммы:

Правописание гласных и согласных в корне слова, правописание О-Е после шипящих и Ц, правописание Ь – Ъ знаков, правописание приставок, правописание суффиксов, правописание сложных слов.

2.Изучение нового материала

Пропущены буквы в следующих словах: лунный, деревянный, свиной, кожаный, образованный, агитационный, временный, искусственный, серебряный, взволнованный.

3.Закрепление нового материала.

    Фронтальный опрос.

Суффиксы –ан-, -ян-, -ин-

Суффиксы –онн-, -енн-

С основой на –н-, от сущ.на –мя

Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный, ветреный, ветряная, раненый

В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полной форме

В кратких причастиях пишется всегда одна Н

В отглагольных прилагательных пишется одна Н, слова типа глаженый – переглаженый подчиняются правописанию отглагольных прилагательных

НН – есть приставка или зависимое слово; есть суффиксы –ова-, -ёва-, -ирова-; образовано от глаголов сов. вида

Причастия образуются от глаголов сов. вида, а отглагольные прилагательные от несов.вида

В наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий пишется столько Н, сколько н было в прилагательных и причастий, от которого они образованы

Задание 2. Исправленный текст.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо его было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперёд височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

Задание 3. Прочитаем первый отрывок из романа и ответим на вопросы:

    Ответьте, почему это текст?

    Определите тему данного текста.

    В чём заключена главная мысль?

    Определите тип речи, стиль данного текста.

    Что происходит с главным героем?

- Это текст, потому что все предложения связаны логически и грамматически, есть тема, отношение автора к происходящему

Тема: отъезд князя Андрея в рязанские имения своего сына, встреча со старым дубом

Идея в 23 предложении текста

Тип речи: повествование, описание и скрытое рассуждение

Стиль: художественный

Настроение главного героя упадническое, ему кажется, что, действительно, всё хорошее в его жизни уже позади. Князь Андрей смиряется со своей участью.

Задание 4. Найдите в данном тексте (1 фрагмент) слова с изученной орфограммой, объясните их написание. Определите части речи данных слов.

Безвыездно – наречие

беспрестанно – наречие

исполнены – кр.причастие

перечислено – кр.причастие

заменена - кр.причастие

выписана - кр.причастие

священник – существительное

обсеянная – причастие

зелёными – прилагательное

рассыпанные – причастие

обломанными – причастие

несимметрично-растопыренными – нар./прич.

бессмысленный – прилагательное

задавленные – причастие

ободранные – причастие

кончена - кр.причастие

Задание 5 . Прочитаем 2 фрагмент и ответим на следующие вопросы:

1 . Чем отличаются данные отрывки?

2.Какой художественный приём мы получаем, соединив два рассмотренных текста?

Данные отрывки отличаются лексикой, настроением, построением предложений (много сложных предложений, введён диалог). Если соединить рассмотренные тексты, мы получаем яркое противопоставление, которое называется антитезой.

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы в данном отрывке (2 фрагмент) и объясните их написание.

Озабоченный – причастие

не доставлены – кр.причастие

лунный – прилагательное

подстриженных – причастие

неожиданная – причастие

странно – наречие

преображённый – причастие

беспричинно – наречие

весеннее – прилагательное

укоризненное – прилагательное

взволнованная – причастие

не кончена – кр.причастие

беспеременно - наречие

Задание 7. Работа с учебником Громова С.А. Русский язык. Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов.

Стр. 104. Упр. 127.

    Оратор говорил убеждённо. (наречие)

    Большинство было убеждено в его правоте. (кр.прич.)

    Слушали удивлённо. (наречие)

    Собрание удивлено.(кр.прич.)

    Говорили обоснованно. (наречие)

    Заявление было обосновано. (кр.прич.)

    Провели собрание организованно. (наречие)

    Мероприятие организовано школой. (кр.прич.)

    Поведение её было странно.(кр. прил.)

    Звуки падающих капель странно сливались со звуком часов. (наречие)

    Все были уверены, что с работой справятся. (кр.прил)

    Сейчас он делал это уверенно. (наречие)

    Мальчик рассеянно смотрел по сторонам. (наречие)

    Войско противника рассеяно. (кр.прич.)

    Сегодня она рассеянна и невнимательна. (кр. прил.)

Задание 8. Зачётная работа

Упр.118.

Варёный суп

Варённый в кастрюле

Гружёный вагон

Гружённый песком

Крашеный пол

Некрашеный пол

Сеяная мука

Сеянная через сито

Плетёная корзина

Плетённая из веток

Гранёный стакан

Гранённый особым способом

Графлённый карандашом

Графлёный лист

Доёная корова

Доённая утром

Верченый мальчишка

Верченный резко

Упр.123.

Глаженый - переглаженый

«Не уходите с работы, прежде чем не найдете новую», - мы слышали эту мантру миллион раз. Вы устали? Больны? Вам нужна передышка? Это все отговорки, шепчет внутренний голос (который звучит подозрительно похоже на голос коллеги, друга или одного из молодых людей за соседним столиком, чей разговор вы нечаянно подслушали). Если вы уйдете сейчас - вы проиграете. Не уходите с работы. Не совершайте ошибки.

Что можно ответить этому голосу? Как минимум вот что: тот вариант, который кажется нам безопасным, не всегда самый разумный. Находясь в сильном стрессе, мы переключаемся на режим выживания. А в этом режиме мы не склонны размышлять трезво и обстоятельно. Мы боимся риска. Мы думаем только об одном: расслабиться и забыться.

Кроме того, в таком состоянии шансы найти что-то получше стремятся к нулю. Пытаясь вырваться из одного плена, мы легко попадаем в другой, если не можем адекватно взвесить все доводы за и против. Бывает, что у человека просто нет сил бороться за лучшие условия. Он измотан, его боевой настрой улетучился - осталось только вялое, безжизненное тело. Можно ли надеяться произвести впечатление на очередного кадровика в таком состоянии?

Прежде чем принять решение, стоит ли оставаться на изнуряющей или неприятной работе, проанализируйте свое состояние. Возможно, вам просто необходима пауза, для того чтобы прийти в себя. Вот некоторые моменты, к которым стоит присмотреться.

Вы не чувствуете себя в безопасности

Ваша безопасность превыше всего. Если вы не чувствуете себя в безопасности на работе, вам лучше бросить ее, даже если ваши финансовые дела не в лучшем положении. Некоторые рабочие места могут быть настоящими местами повышенной опасности - как неблагополучные районы города, зоны радиоактивного заражения и боевых действий.

Если вы терпите домогательства или угрозы на работе, скажите об этом руководству. Если вы будете молчать, никто не станет защищать вас. Если попытки отстоять свои права ни к чему не привели или после «затишья» давление на вас возобновляется с новой силой - уходите смело и как можно скорее.

Работа подрывает ваше здоровье

Запомните: ваше здоровье всегда важнее. Слово «стабильность», так любимое многими, действует как медленный яд. Мы становимся пассивными, не готовыми к действию - даже тогда, когда прежняя жизнь приносит только страдания. Работа убивает вас - физически или в любом другом смысле? Тогда вам стоит бросить ее как можно раньше, пока у вас еще остались силы. В некоторых местах люди работают в страхе все время. Как в таком состоянии идти на собеседование и ждать, что вас оценят по достоинству?

Вы ощущаете неуверенность в себе

Ненависть к работе со временем может стать настолько сильной, что в поисках спасения вы будете готовы схватиться за любую соломинку.

Это может быть несложная «халтурка», работа под крылом у друга, достоинства которой сводятся к тому, что она приносит немного денег и дает вырваться из ада прежней жизни. Но часто такие передышки затягиваются, и ваша решимость искать работу мечты незаметно улетучивается.

Вам нужна передышка

«Мне осточертела моя работа, - говорит Александр, - Но я был просто не готов сразу взяться за новую. Мне не хватало времени и внутреннего простора, чтобы понять, чего я хочу. Я был в ужасном состоянии. Я должен был уйти, прежде чем мог думать о чем-то еще».

Александр уволился, несмотря на то, что коллеги считали его поступок безумием. Но сам он признается, что ощутил облегчение: «Наверное, мое кровяное давление стало вполовину меньше в ту минуту, когда я вышел из здания». Он решил пройти трехнедельную стажировку в новой компании и получил работу через неделю после выпуска.

«Эта работа была совершенно не связана с моей прошлой карьерой, мне платили меньше, но что с того? - говорит Александр. - Я работаю, я помогаю людям. Теперь я вижу смысл в том, что делаю. И я могу спокойно планировать следующие шаги».

У вас нет времени на себя

«Я никогда не бросала работу, не зная, куда идти, - говорит Барбара. - Но теперь я вынуждена была сделать это. Прежняя работа поглощала все мои силы. Пока я была там, я не могла представить свою жизнь вне офиса. Я чувствовала, что застряла и не могу пошевелиться. Теперь я могу сконцентрироваться и понять, чего хочу на самом деле».

Если, возвращаясь с работы, вы чувствуете себя совершенно разбитым(ой) и выжатым(ой), как лимон, вы будете просто не в состоянии искать новую работу. Все может закончиться тем, что на новой работе вы точно так же не будете удовлетворены. Слушайте свое тело - оно вас не обманет.

Если вам нужно сначала бросить работу, просто чтобы взглянуть на себя в зеркало и понять, кто вы и чего хотите, - сделайте это без промедления!

Об эксперте: Лиз Райан - создатель консультационной компании Human Workspace.

По данным ученых из Университета Лос-Анджелеса, 80% работающих людей хотя бы раз в жизни заболевают из-за стресса, связанного с работой. Интересно, что этот самый стресс в подавляющем большинстве случаев бывает связан не с какими-то неизбежными рабочими неприятностями.

Главная проблема любого сотрудника — это другие окружающие его работники и так называемый рабочий климат. Неприятные условия труда встречаются так часто, что мы привыкаем к ним или считаем, что обязаны привыкнуть. На самом деле многое из того, что мы терпим на работе каждый день, терпеть нельзя вообще. И не только потому, что стресс вредит здоровью.

Безграничное рабочее терпение вредит и вашей карьере тоже. Люди начинают думать, что с вами так можно.

А это то, чего ваши коллеги, подчиненные и особенно начальство подумать о вас не должны никогда.

Психологи предлагают очень простой тест. Представьте, что какая-то очередная неприятность с коллегами не у вас, а у вашего самого близкого друга. И вот вы встретились, и он подробно вам рассказывает, что там у него стряслось на работе, и жалуется на то, как плохо он себя из-за этого всего чувствует. Вы бы разве сказали, что ему нужно потерпеть? Нет, вы бы разъяренно требовали справедливости и уже учили друга делать розочку из стеклянной бутылки.

Правда заключается в том, что сами мы и не замечаем, как терпим то, что другу терпеть не разрешили бы ни минутки. Так что в следующий раз, когда случится что-то неприятное, спросите себя, что бы вы посоветовали другу. Уж поверьте, это было бы что угодно, но только не «потерпи».

Итак, какие именно неприятности особенно важно не терпеть:

1. Повышать на вас голос

Shutterstock

В России нечасто встретишь подчиненных, которые повышали бы голос на начальство (хотя бывает), но зато начальства, любящего поорать, полно. И это бы еще полбеды, но ведь и коллеги ваши, которые ни в коем случае не являются вашими руководителями и вообще находятся примерно на одной с вами ступеньке, — даже они часто любят выражать свои мысли и чувства криком.

Может, вам, конечно, и кажется, что это нормально, но вообще-то вам давно не пять и эти люди вам не мать (о том, что нужно прекратить орать на пятилеток, поговорим отдельно). Вспомните, что вы взрослый человек с хорошим слухом. Ни в коем случае не давайте повышать на себя голос.

Конечно, стоит ли говорить, и сами вы ни в коем случае не должны кричать ни при каких условиях. Как бы ужасно все ни было и как бы все вокруг ни заслужили смерти. Вы на работе. Ведите себя профессионально. Теперь вернемся к тем, кто кричит на вас.

В первый раз можно и не доводить до скандала, а попробовать отшутиться. Умный крикун поймет, что с вами так нельзя, и это больше не повторится.

Ну а если человек дурак, что поделаешь, отведите его в сторону за локоток и, не используя никаких метафор, прямо скажите, чтобы он на вас больше голос не повышал.

2. Требовать от вас совершенства


Shutterstock

Это немного странно звучит, но нет, это не значит, что вы просите не требовать от вас быть хорошим работником. Это имеет право требовать любой работодатель. Но вот наш родной российский работодатель часто имеет странную особенность, и у вас такой тоже наверняка был или даже есть.

Он никогда не хвалит сотрудника за хорошую работу. Он уверен: то, что человека сегодня не уволили, и есть высшая оценка качества его работы.

Зато стоит сделать какую-нибудь самую незначительную ошибку — начинаются скандалы, ор (про это мы уже поговорили) и всякие другие неприятности. Самый верный способ справиться с этим поистине русским способом руководства — это, конечно, уволиться и найти себе руководителя, которому не нужна психиатрическая помощь.

Если в кризисный год (а других у нас давно не было) искать вменяемое начальство кажется вам роскошью (это, конечно, не так, вы просто внушили себе), попробуйте для начала обращать внимание начальства на то, что, когда все идет хорошо, оно это делает не само по себе, а благодаря вам.

А то многим кажется, что успешные проекты — это заслуга компании, а вот провалы — это вина конкретных работников.

3. Игнорировать ваши таланты


Shutterstock

60% американцев считают, что занимают должность, которая ниже их профессионального уровня. В России такой опрос не проводился, но результаты были бы, вероятно, сопоставимы. И даже если нет, поговорим конкретно про вас. Вы-то наверняка уверены, что могли бы делать больше — уж как минимум могли бы делать работу своего начальника.

Вопрос не в том, что вам нужно занять его место (хотя, может быть, и нужно), а в том, что вы не должны позволять другим и себе самому создавать ситуацию, при которой вы месяцами, а то и годами заняты работой, которую переросли. Ваша карьера — она в некотором смысле как отжимания. Если вы сегодня можете отжаться 10 раз — это, конечно, прекрасно, но, если не тренироваться каждый день, уже через месяц вы и восьми раз не сможете.

Карьера на месте не стоит. Если вы не развиваетесь, то моментально начинаете откатываться назад, даже если вам так не кажется.

Ищите способы делать больше, учиться. Дайте руководителю понять, что это не все, на что вы способны. Это особенно касается трудолюбивых и способных работников (вас). Так как остальные на вашем фоне кажутся неумехами, начальник начинает затыкать вами все дыры, но, так как вы ему очень для этого нужны на этом уровне, не дает вам расти.

Если дать вам другую работу, кто же будет заниматься этой? Не давайте с собой так поступать. Вы должны расти. Если этот начальник не понимает такой простой вещи, найдите себе другого, хватит оправдывать собственную лень кризисом.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png