Предложение - одно из основных понятий русского языка, изучением его занимается синтаксис. Не секрет, что общаются люди между собой именно этими единицами. Логически законченные предложения - основа устной и письменной речи. Разновидностей этой синтаксической единицы очень много, особый динамизм и в то же время богатство повествованию придают развернутые конструкции. Задание состоящее из нескольких частей - не редкость на устных и письменных экзаменах. Главное в этом вопросе - знать типы сложного предложения и знаки препинания в них.

Сложное предложение: определение и виды

Предложение - как основная структурная единица человеческой речи - обладает рядом специфических признаков, по которым можно его отличить от словосочетания или просто набора слов. Любое предложение содержит в себе высказывание. Это может быть сообщение фактов, вопрос или побуждение к действию. Предложение обязательно имеет грамматическую основу. Данные лексические единицы всегда интонационно законченные.

Предложения подразделяются на две большие группы: простые и сложные. строится по количеству предикативных основ. Например:

  1. Утром выпал снег. Предложение простое с одной грамматической основой: снег (подлежащее) выпал (сказуемое).
  2. Утром выпал снег, и вся земля словно покрылась пушистым покрывалом. В данном примере наблюдаем сложное предложение. Первая грамматическая основа - снег (подлежащее), выпал (сказуемое); вторая - земля (подлежащее), покрылась (сказуемое).

Типы сложного предложения различают в зависимости от того, как соединяются входящие в его состав. Они могут быть сложносочиненными, сложноподчиненными или бессоюзными. Разберем эти виды сложных предложений с примерами.

Сложносочиненное предложение

Используются для связи частей сложносочиненного предложения. Стоит отметить, что части в таком предложении равноправны: от одной к другой вопрос не задается.

Примеры

Часы пробили три ночи, но домочадцы не спали. Это сложносочиненное предложение, его части соединены сочинительным союзом "но" и при помощи интонации. Грамматические основы: часы (подлежащее) пробили (сказуемое); вторая - домочадцы (подлежащее) не спали (сказуемое).

Ночь надвигалась, и звезды становились все ярче. Здесь две грамматические основы: ночь (подлежащее) надвигалась (сказуемое); вторая - звезды (подлежащее), становились ярче (сказуемое). Соединены простые предложения при помощи сочинительного союза и, а также интонационно.

Союзы в сложносочиненном предложении

Так как для связи предложений внутри сложносочиненного используются сочинительные союзы, эти синтаксические единицы будут делиться на:

1. Предложения с соединительными союзами (и, да, да и, а (и), тоже, также). Как правило, эти союзы используются для обозначения событий во времени (одновременность или последовательность). Часто при них стоят обстоятельства, указывающие на время. Например:

Туча разрослась величиной в небо, и через несколько минут начался проливной дождь. Соединительный союз и усиливается обстоятельством времени (через несколько минут).

2. Предложения с (а, но, да, зато и др.). В них два события противопоставляются одно другому. Например:

В этом году мы не были на море, зато родители были довольны помощью на огороде.

Кроме того, в подобных предложениях функцию противительного союза может взять на себя частица.

Например: Мы успели вскочить в последний вагон, Андрей же остался на перроне.

3. Предложения с разделительными союзами (либо, или, то-то и др.) Показывают, что возможно одно из перечисленных событий или явлений. Например:

То ли сорока стрекочет, то ли кузнечики цокают.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Правило пунктуации в сложносочиненном предложении следующее: между простыми предложениями ставится запятая. Например:

Еле держатся листочки на деревьях, и порывы ветра уносят их, укладывая ковром. Грамматические основы сложного предложения такие: листочки (подлежащее) держатся (сказуемое); порывы (подлежащее) уносят (сказуемое).

У данного правила есть один нюанс: когда обе части относятся к общему члену (дополнению или обстоятельству) - запятая не нужна. Например:

В летнюю пору людям нужно движение и не нужна хандра. Обстоятельство в пору относится как к первой части с грамматической основой нужно (сказуемое) движение (подлежащее), так и ко второй, основа которой - хандра (подлежащее) не нужна (сказуемое).

Землю окутал белоснежным покрывалом снег и подсушил мороз. Здесь обе части имеют общее дополнение - землю. Грамматические основы такие: первая - снег (подлежащее) окутал (сказуемое); вторая - мороз (подлежащее) подсушил (сказуемое).

Также представляет сложность отличие сложносочиненных предложений от простых с однородными сказуемыми. Чтобы определить, какие предложения сложные, достаточно выделить предикативную основу (или основы). Разберем два примера:

  1. Стоял солнечный зимний день, и местами в лесу виднелись красные ягоды рябины. Это предложение сложносочиненное. Докажем это: прослеживаются две грамматические основы: день (подлежащее) стоял (сказуемое), вторая - виднелись (сказуемое) ягоды (подлежащее).
  2. Красные ягоды рябины виднелись в лесу и блестели на солнце яркими гроздьями. Данное предложение простое, оно лишь осложнено однородными сказуемыми. Разберем грамматическую основу. Подлежащее - ягоды, однородные сказуемые - виднелись, блестели; запятая не требуется.

Сложноподчиненное предложение: определение и строение

Еще одно сложное предложение с союзной связью - сложноподчиненное. Такие предложения состоят из неравноправных частей: главного простого предложения и присоединенных к нему одного или нескольких придаточных. Последние отвечают на вопросы от основных и второстепенных членов главного предложения, в их составе есть подчинительный союз. Соединяются части между собой с помощью подчинительных союзов. Структурно придаточные предложения возможны в начале, середине или в конце главного. Разберем примеры:

Мы пойдем гулять, когда перестанет идти ливневый дождь. Это предложение сложноподчиненное. Главная часть имеет грамматическую основу: мы (подлежащее) пойдем гулять (сказуемое); грамматическая основа придаточного предложения - дождь (подлежащее) перестанет идти. Здесь придаточное предложение стоит после главного.

Чтобы ты мог красноречиво изъясняться, нужно читать много литературы. Данное сложноподчиненное предложение имеет в составе главную и придаточную части. Основа главной - нужно читать (сказуемое); основа придаточной - ты (подлежащее) мог изъясняться (сказуемое). В этом сложном предложении придаточная часть стоит перед главной.

Мы были удивлены, когда нам объявили результаты экзамена, и встревожены предстоящими испытаниями. В данном примере придаточное предложение «разрывает» главное. Грамматические основы: мы (подлежащее) были удивлены, встревожены (сказуемое) - в главной части; объявили (сказуемое) - в придаточной части.

Подчинительные союзы и союзные слова: как различать?

Не всегда для соединения простых предложений в составе сложноподчиненного используются союзы, иногда их роль выполняют так называемые союзные слова - омонимичные им местоимения. Главное отличие в том, что союзы используются исключительно для того, чтобы присоединить части предложения друг к другу, они не являются членами предложения.

Другое дело - союзные слова.

Их роль выполняют относительные местоимения, соответственно, такие лексические единицы будут являться членами предложения.

Вот признаки, по которым можно отличить подчинительные союзы от союзных слов:

  1. Чаще всего союз в предложении можно опустить, не теряя смысла. Мама сказала, что пора идти спать. Изменим, предложение, опустив союз: Мама сказала: «Пора идти спать».
  2. Союз всегда можно заменить другим союзом. Например: Когда (Если) много читаешь - память становится лучше. заменяется только другим союзным словом, либо словом из главного предложения, от которого мы задаем вопрос к придаточному. Вспомним годы, которые (что) мы провели в Неаполе. Союзное слово которые можно заменить дополнением годы из главного предложения (Вспомни годы: те годы мы провели в Неаполе ).

Придаточное предложение

Придаточные предложения могут присоединяться к главному по-разному, это зависит от того, какую часть главного предложения они поясняют. Они могут относиться к одному слову, к словосочетанию либо ко всему главному предложению.

Чтобы понять, какой тип присоединения в конкретном случае - необходимо задать вопрос и проанализировать, от какой части главного предложения он поставлен.

Выделяют несколько типов придаточных предложений: их разграничение зависит от значения и вопроса, который мы задаем от главной части к второстепенной. Подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные или обстоятельственные - такие придаточные предложения бывают.

Кроме того, лексически придаточное предложение может иметь несколько значений (быть многозначным). Например: Это замечательно, когда можно просто идти по улице, ни о чем не думая. Значение придаточного - и условие, и время.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Выделяются следующие типы сложного предложения с подчинительной связью и несколькими придаточными: с однородным, неоднородным и последовательным подчинением. Разграничение это зависит от того, как задается вопрос.

  • При однородном подчинении все придаточные относятся к одному и тому же слову из главного. Например: Я желаю поведать о том, что добро побеждает зло, что существуют принцы и принцессы, что волшебство окружает нас повсюду. Все три придаточные предложения поясняют одно слово из главного - поведать.
  • Неоднородное (параллельное) подчинение имеет место в том случае, если придаточные отвечают на различные вопросы. Например: Когда мы пойдем в поход, друзья станут помогать друг другу, хотя им самим будет нелегко. Здесь два придаточных предложения отвечают на вопросы когда? (первое), и не смотря на что? (второе).
  • Последовательное подчинение. Вопрос в подобных предложениях задается по цепочке, от одного предложения к другому. Например: Только тот увидит красоту души, кто не смотрит на внешность, знает, что цена слов и поступков очень высока. К главному предложению присоединяются придаточные: к первому задаем вопрос кто? , ко второму - что?

Пунктуация в сложноподчиненном предложении

Части сложноподчиненного предложения отделяются друг от друга запятой. Она ставится перед союзом. Многочленные сложные предложения с подчинительной связью могут не иметь запятой. Это происходит в случае, если употреблены однородные придаточные предложения, соединенные неповторяющимися союзами и, или. Например:

Я сказала, что сегодня прекрасный день и что солнце уже давно взошло. Здесь однородные придаточные предложения с основами день (подлежащее) прекрасный (сказуемое), солнце (подлежащее) взошло (сказуемое). Между ними запятая не требуется.

Бессоюзное предложение

В русском языке существуют такие предложения, где соединение между частями происходит только с помощью интонации и смысловых связей. Такие предложения называются бессоюзными. Прошел дождь, с деревьев опали последние листья. В этом сложном бессоюзном предложении две части с грамматическими основами: у первой - дождь (подлежащее) прошел (сказуемое); у второй - опали (сказуемое) листья (подлежащее).

Помимо интонации и смысла, связь между частями осуществляется их порядком и видовременными характеристиками глаголов-сказуемых и их наклонением. Здесь два придаточных предложения отвечают на вопросы когда? (первое), и не смотря на что? (второе).

Виды бессоюзных предложений

Бессоюзные предложения бывают двух типов: однородного и неоднородного состава.

Первые - такие, где сказуемые имеют, как правило, одинаковую форму; их значение - сопоставление, противопоставление либо последовательность действий. По строению они напоминают сложносочиненные, просто у бессоюзных однородных опущен союз. Например:

Началась осень, небо покрылось свинцовыми тучами. Сравним: Началась осень, и небо покрылось свинцовыми тучами.

Бессоюзные с неоднородным составом больше тяготеют к сложноподчиненным. Как правило, такие многочленные сложные предложения имеют одну часть, где заключен основной смысл высказывания. Например:

Я люблю зиму: красиво одевается природа, наступают волшебные праздники, самое время доставать лыжи и коньки. При наличии бессоюзной связи и равноправии частей основной смысл все же содержится в первой, а последующие его раскрывают.

Пунктуация в бессоюзном предложении

Бессоюзная связь предполагает, что знаки в сложном предложении такого рода будут вариативными. Постановка запятой, двоеточия, точки с запятой или тире будет зависеть от смысла. Для наглядности приведем таблицу:

Знак препинания

Способ проверки

Примеры

Обозначают действия, происходящие одновременно либо последовательно

По смыслу

Бабушка накрывает на стол, мама готовит ужин, а папа с детьми приводит в порядок квартиру.

Противопоставление

Противительные союзы (а, но)

Я терплю - она негодует.

В первом предложении указано условие или временной промежуток

Союзы когда или если

Второе предложение содержит следствие из первого

Союз так что

Открыли двери - свежий воздух наполнил всю комнату.

Двоеточие

Во втором предложении содержится причина

Союз потому что

Я люблю белые ночи: можно гулять до упаду.

Второе предложение - разъяснение первого

Союз а именно

Все были готовы к родительскому дню: дети выучили стихотворения, вожатые сделали отчеты, персонал провел генеральную уборку.

Второе предложение - дополнение первого

Союз что

Я уверена: вы никогда меня не предадите.

Когда одна из частей осложнена какими-либо конструкциями - используем точку с запятой. Например:

Напевая песенку, Марат шагал по лужам; рядом бежали дети, радостные и веселые. Здесь первая часть осложнена а вторая - обособленным определением.

Составить предложение с бессоюзной связью просто: главное - ориентироваться на смысл.

Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них

Нередко типы сложного предложения сосредоточены в одной синтаксической конструкции, то есть присутствует и союзная, и бессоюзная связь между разными частями. Это сложные предложения с различными видами связи.

Разберем примеры.

Хотя он еще дремал, но вокруг шла бурная деятельность домочадцев: они шныряли из комнаты в комнату, разговаривали, бранились. Первая часть - подчинительная связь, вторая - сочинительная, третья - бессоюзная.

Мне известна простая истина: вы перестанете ссориться, когда каждый научится слушать и понимать. Связь первой и второй частей бессоюзная, далее - подчинительная.

Как правило, подобные предложения представляют собой два блока, которые соединены сочинительными союзами или вовсе бессоюзно. Внутри каждого блока может содержаться по несколько простых предложений с подчинительной или сочинительной связью.

Предложения делятся на простые и сложные . Как простые, так и сложные предложения могут быть распространенными и нераспространенными , т. е. содержать или не содержать кроме главных второстепенные члены (определения, дополнения, обстоятельства и т. п.): Он пришёл очень быстро. и Он пришёл.

Простое предложение

Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом.

Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами: Они засмеялись. Он был умён. Туча – чёрная, тяжёлых очертаний.

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). Односоставные предложения бывают:

  • Неопределенно-личное : Меня вызвали к директору.
  • Обобщенно-личное : Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Безличное : На улице стемнело .
  • Определенно-личное : Сижу и рисую .
  • Инфинитивное : Молчать ! Вам уже ехать .
  • Назывное : Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
  • Неполное предложение – это предложение, в котором отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), на которые указывает контекст или ситуация: Правда остаётся правдой, а молва – молвой . Мы разговорились, как будто век были знакомы . Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне ? Я надену вот это синее .

Сложное предложение

Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу и/или при помощи союзов. Сложные предложения делятся на:

  • Сложносочиненные предложения состоят из частей (простых предложений), самостоятельных в грамматическом отношении, связанных по смыслу и при помощи сочинительных союзов и, а, но, да, или, либо, однако, зато, а также сложных сочинительных союзов ни… ни…, то… то…, то ли…, то ли…, не то…, не то… и др.: Дождь кончился, и взошло солнце. То зазвонит телефон, то позвонят в дверь.
  • Сложноподчиненные предложения состоят из частей (простых предложений), одна из которых несамостоятельна в грамматическом и смысловом отношении; части связаны при помощи подчинительных союзов и союзных слов: что, чтобы, где, когда, куда, почему, если (ежели), как, пока, хотя, поэтому, какой, который, чей и т. д., а также сложных подчинительных союзов: благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы, несмотря на то что, прежде чем, с тех пор как и др. Подчинительный союз и союзное слово – всегда в придаточном предложении: Я знаю, что они друзья. Он не хочет, чтобы его ждали. Сергей не ответил, потому что не слышал вопроса.
  • Бессоюзные предложения. Части бессоюзного предложения (простые предложения) почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзы и союзные слова отсутствуют: Сияло солнце, зеленели берёзы, свистели птицы. Слышу: стучат в дверь. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Предложение – основная единица речи, выполняющая коммуникативную функцию. Это высказывание, целью которого является передача какой-либо информации, побуждение к действию или вопрос. Слова в предложении синтаксически связаны в единое целое. Основой для такой связи служит структурное ядро: подлежащее и сказуемое или один из этих членов предложения. По наличию одной или нескольких грамматических основ предложения относят к простым или сложным синтаксическим конструкциям.
Независимо от количества второстепенных членов предложение является простым , если в нем имеется одна грамматическая основа:
Грачи прилетели.
Из теплых стран, преодолевая тысячи километров пути, к гнездам, пустовавшим долгую зиму, прилетели говорливые грачи – первые вестники наступающей весны.
Простое предложение считается нераспространенным, если состоит только из подлежащего и сказуемого, и распространенным, если имеет второстепенные члены: определения, дополнения и обстоятельства.
Светает. (Нераспр. предл.)
Ужин подан. (Нераспр. предл.)
С утра идет дождь. (Распр. предл. с обст. времени)
Пахнет хвоей. (Распр. предл. с дополн.)
Сегодня за парком знобило трясину. (Распр. предл. с обст. времени, места и дополн.)
Распространенные простые предложения могут быть осложнены однородными членами, обособленными определениями и обстоятельствами, вводными и вставными синтаксическими конструкциями, обращениями.
Заметив добычу, хищник, притаившийся в зарослях, как правило, нападает не сразу, а выжидая подходящий момент.
Такие предложения не являются сложными, поскольку в них содержится только одна грамматическая основа.
В сложном предложении грамматических основ несколько: две или больше. По типу синтаксической связи между частями предложения, имеющими самостоятельную грамматическую основу, выделяют бессоюзные сложные предложения, сложносочиненные, сложноподчиненные и сложные предложения смешанного типа.
Всходит солнце, просыпаются певчие птицы. (Бессоюзное сложное предл.)
Тучи сгущались, и с юга надвигалась гроза. (Сложносочиненное предл.)
Я стараюсь понять, что с тобой происходит. (Сложноподчиненное предл.)
Ветер качал верхушки деревьев, и там, где они росли близко друг к другу, тени как будто оживали. (Сложное предл. смешанного типа)
В сложных предложениях, как и в простых, могут быть использованы обособленные и однородные члены, вводные слова, синтаксически неделимые единицы речи. Однако их главным отличительным признаком остается наличие нескольких грамматических основ.
По этому признаку нетрудно определить, сложным или простым является предложение.
Важно обратить внимание и на то, что по составу грамматической основы простые предложения могут быть двусоставными и односоставными.
Телефон звонил без устали. (Простое двусоставное предл.)
Живу и думаю о важном. (Простое односоставное определенно-личное предл. с однородными сказуемыми)
С такими людьми считаются. (Простое односоставное неопределенно-личное предл.)
Какая удивительная осень! (Простое односоставное назывное предл.)
Такие предложения могут входить в состав сложных, но при этом признак двусоставности/односоставности на всю синтаксическую конструкцию не распространяется.

сайт определил, что разница между простым и сложным предложением заключается в следующем:

В простом предложении содержится одна грамматическая основа, выраженная подлежащим и сказуемым или одним из этих членов. В сложном предложении выделяют две или несколько грамматических основ.
Между частями сложного предложения устанавливается бессоюзная, сочинительная или подчинительная связь. В простом связаны не части предложения, а его члены; способ связи – согласование, управление или примыкание.
По составу грамматической основы только простое предложение может быть односоставным или двусоставным. В сложных предложениях такая классификация отсутствует.

Конспект урока по русскому языка

Программа: Школа России

Класс: 4

Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс; Часть 1

Тема:

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: формирование умения отличать сложное предложение от простого предложение с однородными членами предложения

Образовательные:

    совершенствовать у обучающихся знания о простых и сложных предложениях.;

    совершенствовать навык определения однородных членов предложения;

    Анализировать свою деятельность.

Развивающие:

    Развивать логическое мышление, память;

    Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;

    Развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассника.

Воспитательные:

    Воспитывать умение сотрудничать;

    Воспитывать чувство ответственности за дело, аккуратности, добросовестности, чувства долга;

    Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

УУД:

Познавательные:

    Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    Преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

    Принимать и сохранять учебную задачу;

    Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные:

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Учитывать разные мнения;

    Контролировать свои действия и действия других людей.

Личностные:

    Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    Учебно-познавательный интерес к новому учебному действию и способами решения новой частной задачи;

    Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.

Основные ресурсы: учебник;

Дополнительные ресурсы: методическое пособие, презентация. Форма работы на уроке: фронтальная групповая и индивидуальная.

Ход урока:

Этап урока,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организация начала занятия

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

а) Приветствие

У: -Здравствуйте! Ребята. Давите друг другу улыбнемся и начнем урок

б) Запись числа, классная работа

Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

Двадцать пятное сентября. Классная работа.

У: Кто записал ставим ручку на локоток.

в) минутка чистописания

У: Давайте с вами проведём минутку чистописания. А перед тем как начать вспомним, для чего же нам нужна эта минутка?

А) приветствие учителя, одноклассников. Настрой на работу.

Б) запись числа, классной работы.

В) выполнение минутки чистописания в соответствии с требованиями

    Словарная работа

Цель: закрепление навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами, обогащение словарного запаса

У: Знакомит учащихся с новыми словарными словами.

- Каждый урок русского языка мы знакомимся со словами и сих правильным написанием.

Сегодня новое словарное слово мы узнаем, соединив верно буквы, (салйд) которые являются орфограммами в следующих существительных:

клю ч , б е реза, со л нце, д о бро, уло в , сев е р, сро к .

Написать слово на доске.

Получилось слово «человек». В этом слове две непроверяемые безударные гласные «е» и «о», парная согласная «к»

Человек – это живое существо, но и животные тоже живые существа. А чем человек отличается от животного?

Прочитайте пословицу на доске: «Человека ценят не по словам, а по делам». (слайд)

У: Объясните значение этой пословицы?

Д: выделяют орфограммы

Д: комментированная запись

Человек умеет говорить, мыслить, трудиться.

    Актуализация полученных знаний

Цель: воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового

У: На прошлом уроке мы отличали простые предложения от сложных, учились ставить в них знаки препинания.

У: На дом Вам было задано выучить правило.

У: К доске выходит рассказать правило 1 _____________.

У: Хорошо, попробуй применить это правило на первом предложении.

(дети записывают предложение в тетрадь, один ученик работает у доски)

У: Это предложение простое или сложно? Почему сложно? Можно ли разделить одно сложное предложение на простые?

У: Выдели грамматическую основу. Выдели границы простых предложений с помощью квадратных скобок.

У: Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.

У: Хорошо, садись (______)

У: К доске выходит рассказывать правило 2)_____________

У: Попробуй применить правило к следующему предложению.

У: Подчеркни грамматическую основу, расставь запятые, обозначь границы простых предложений в составе сложного.

У: Хорошо, садись (_________)

Работа с правилом.

Д:

1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

2) Добро будет вознаграждено, и справедливость восторжествует.

    Подготовка к основному этапу занятия

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели.

А) Переход к теме урока

У: Ребята, посмотрите на последнее предложение.

У: можем ли мы сделать из этого сложного предложения просто?

У: Какие простые предложения у нас получатся?

У: А чем отличается простое предложение от сложного?

Б)Название темы (обязательно)!

У: Как вы думаете. Какая же тема нашего урока?

Тема: Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

Тема урока вывешивается на доску (приложение 1)

В)Постановка цели урока (дети)

Определите цели урока, используя опорные слова:**

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

Сегодня на уроке мы научимся отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами.

Г)Мотивация

А для чего нам это нужно?

А) Переход к теме урока

Д: да.

Д: 1) Добро будет вознаграждено. 2) Справедливость восторжествует.

Д: В сложном предложении две и более грамматических основ, в простом предложении только одна грамматическая основа.

Дети предполагают тему урока, учитель корректирует и объявляет тему урока.

    Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

1 .Поиск путей решения проблемы:

У: Давайте вспомним что такое однородные члены предложения и когда ставится между ними запятая (приложение 2)

У: записываем упражнение 54

У: Прочитайте. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами.

2,3,5) У: какие здесь однородные члены предложения? (застучали, зашлепали)

У: Почему они являются однородными членами предложения?

(потому что отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.)

У: Почему между ними ставиться запятая? (потому что их связывает интонация перечисления)

У: Подчеркните грамматическую основу.

1, 4, 6) У: Все ли пустые предложения мы выписали?

У: Давайте теперь выпишем сложные предложения.

У: Объясните постановку запятых.

Дети вспоминают что такое однородные члены предложения и когда между ними ставиться запятая.

Упражнение 54

Простые

2) Крупные капли дождя застучали, зашевелили листьями.

3) Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-од коры жуков и личинок.

5) Сова охотится не днем, а ночью.

Сложные

1) Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей

4) Повар готовил обед, а собаки лежали у двери кухни.

6) Утро было морозное, но лужи не замерзли.

    Первичное проверка понимания

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представление и их коррекция

Устно.

У: Упражнение 53 выполняем устно.

У: Прочитайте, Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.

1) Ветер на море гуляет и кораблик обгоняет.

У: Пропущена ли здесь запятая?

У: Почему нет?

У: Простое это предложение или нет?

Работа с упражнением

Д: нет, не пропущена. Потому что здесь два однородных члена предложения гуляет и подгоняет соединены одиночным союзом и.

Д: Простое, потому что в нем одна грамматическая основа.

    Закрепление знаний и способов действия

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

У: Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного?

У: Когда ставятся запятые перед однородными членами предложения?

У: Когда ставиться запятая в сложных предложениях?

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

1)Для того чтобы отличить простое предложение от сложного нужно выделить грамматическую основу, если в предложении 2 и более грамматических основ, то это предложение сложно.

    Рефлексия

Цель: мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения.

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Просмотрите классную работу и поставьте на полях себе оценку за урок.

Оценивание своей деятельности на уроке.

    Информация о домашнем задании

Цель: обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Выполнить задание 53 в рабочей тетради;

Учебник 56 . Прочитай, озаглавь текст. Найди в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Подчеркни в них грамматическую основу.

Запись домашнего задания.

    Оценка работы класса

Цель: оценка деятельности учащихся

Дети, а затем учителем называются конкретные ученики, кто активно работал, ставятся отметки с коментраием- обоснованием

Оценивание собственной деятельности и деятельности одноклассников

Приложение 2

Однородные члены предложения

В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову . Такие члены предложения называются однородными.

Запятая между однородными членами ставится :

1) Если однородные члены соединены интонацией перечисления

О, О, О.

Улетают на юг стрижи, зяблики, жаворонки

2) Если однородные члены сведены союзами а, но:

О, а О.

О, но О.

3) Если союз И повторяется, то запятая ставится

И О, И О.

И мама, И папа вчера ходили в магазин

Не лесть, а честь украшает дружбу.

Снег выпал, но растаял.

Запятая между однородными членами не ставится , если два однородных члена соединены союзом и :

О и О.

Тихая и теплая заря занималась над землей.

На вопрос как определить сложное предложение или простое???? заданный автором хромосомы лучший ответ это ДВА ПРИМЕРА:


Ответ от Tamara. [гуру]


Ответ от Европеоидный [эксперт]
сложное если несколько грамматических основ.


Ответ от Мария Алексеева [гуру]
две самостоятельные основы предложения. если между ними поставить точку, а смысл не поменяется - это сложное. мама готовила ужин,. а папа смотрел телек.


Ответ от Простосердечный [гуру]
у сложного предложения несколько подлежащих и сказуемых, а в простом только одно


Ответ от Айгерим самиева [новичек]
если предложение состоит из нескольких основ после каждой из которых ставится запитая то это предложение сложное
например:
яблоко упало на землю, а лиса погналась за ним


Ответ от Ilya xaxa [активный]
ДВА ПРИМЕРА:
1"Дождь прошёл, снова засияло солнце, а в лесу защебетали птицы".Это СЛОЖНОЕ предлож., оно состоит из 3-х простых предложений. Речь идёт и о дожде, и о солнце, и о птицах. (3 грамматические основы)
2."Ребята встретились недалеко от школы и двинулись в поход до вечера". Это простое, здесь речь идёт только о ребятах- одна грамматическая основа.


Ответ от светлана [ВЛАДИМИРОВНА] посполитак [новичек]
здравствуйте.
я готова ответить на вопрос есть два прризнака если одна грамматическая основа катя пошла гулять о ком говориться о кате это простое предложение.
катя, маша и настя они пошли гулять тоесть там несколько грамматических основ катя, маша, настя и или 3 предложение простых =это называется сложное


Ответ от Даша Ковалёва [новичек]
ДВА ПРИМЕРА:
1"Дождь прошёл, снова засияло солнце, а в лесу защебетали птицы".Это СЛОЖНОЕ предлож., оно состоит из 3-х простых предложений. Речь идёт и о дожде, и о солнце, и о птицах. (3 грамматические основы)
2."Ребята встретились недалеко от школы и двинулись в поход до вечера". Это простое, здесь речь идёт только о ребятах- одна грамматическая основа.


Ответ от Ёофия Гуненко [новичек]
В просто предложении одно сказуемое и одно подлежащее например: Утята крякают возле болота это предложение простое: Кто? Что? Утята, утята что делают.? крякают. А сложное предложение это когда два подлежащих и два сказуемого например: Ваня моет пол, а Катя протирает пыль: Кто что? Ваня, Ваня что делает моет, Кто что? Катя, Катя что делает? Протирает


Ответ от Прикол [гуру]
Хз аллилуя



Ответ от Денис Скурыгин [новичек]
фигнчя


Ответ от Александр Факелов [новичек]
простое-подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. сложное-несколько подлежащих или сказуемых, обособленных причастным или деепричастным оборотом, прямой речью.. да учебник почитай а не в ответах зависай-3-й класс или 5-й. что с образованием то у вас? тоже нужен репетитор, чтобы учебник почитать?

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png