Первые главы романа «Белая гвардия» появились на страницах журнала «Россия» в 1924 году. Но в связи с закрытием журнала писатель не смог опубликовать роман в полном виде. В центре произведения – несколько эпизодов гражданской войны на Украине.

Романное действие заканчивается в 1925 году, а повествует произведение о революционных событиях в Киеве зимой 1918-1919 годов. Это было сложное, тревожное время, когда советская власть трудно завоёвывала своё право на существование. М.Волошин писал, что Булгаков стал первым писателем, «кто запечатлел душу русской усобицы».

М.А. Булгаков в своём романе правдиво показал ту растерянность, суматоху, а потом и кровавую оргию, которые царили в Киеве в то время. Но «Белая гвардия» - это книга и о русской истории, её философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчёркивал, что речь в его романе идёт о людях, трагически заблудившихся в «железном буране революции». В своём произведении автор размышляет о судьбах России, народа, интеллигенции.

Книга Булгакова автобиографична. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета. В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. Отсюда в 1918 году Михаил Афанасьевич пробрался в родной Киев. Там ему и его близким довелось пережить сложную и поучительную полосу гражданской войны, описанную затем в романе «Белая гвардия».

В центре повествования находится дружная и интеллигентная, немного сентиментальная семья. Алексей, Елена, Николка Турбины втянуты в водоворот драматичных и судьбоносных событий зимы 1918-1919 годов в Киеве.

Украина того времени становится ареной ожесточённых боёв между красноармейцами, немцами, белогвардейцами и петлюровцами. Трудно было тогда разобраться, за кем идти, против кого выступать, на чьей стороне правда. И в начале романа писатель показывает, как Алексей, Николка, их близкие друзья - Мышлаевский, Карась и просто знакомые по службе офицеры - пытаются организовать оборону города, не пустить Петлюру. Но, обманутые генштабом и союзниками, они получаются заложниками собственной присяги и чувства чести.

Мы видим положение Турбиных, армейских офицеров, прапорщиков, бывших студентов, «сбитых с винтов жизни войной и революцией». Именно они принимают на себя самые жестокие удары военного времени. Сочувствуя в душе мужикам, которых грабят и расстреливают немцы, они сплачиваются в белую гвардию, чтобы воевать за монархию.

Когда Шервинский сообщает о том, что государь не убит, Турбины пьют за «здоровье его императорского величества». Автор показывает белых юнкеров не злодеями, а юнцами из своей классовой среды. Турбины политикой не занимаются.

Булгаков сознательно отходит от подчёркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагической коллизии, из которой нет выхода.

Г.Адамович отмечал, что автор показал своих героев в «несчастьях и поражениях». События революции в романе «максимально очеловечены». «Это было особенно заметно на фоне примелькавшегося образа «революционной массы» в произведениях А.Серафимовича, Б.Пильняка, А.Белого и других», - писал Муромский.

Автор конструирует оригинальное пространство, используя летописный стиль: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был ещё страшней». Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

Мудрый Булгаков, свидетель революции и её последствий для жизни России, скорбит одинаково обо всех погибших и пострадавших на крутых поворотах истории – и «красных», и «белых», ибо не видит виноватых и правых в гражданской войне. Неслучайно в вещем сне Алексея Турбина Господь говорит погибшему Жилину: «Все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные».

Есть вечные ценности, которые существуют вне времени, и Булгаков сумел талантливо и искренне рассказать о них в своём романе «Белая гвардия». Пророческими словами заканчивает автор своё повествование. Его герои накануне новой жизни. Они верят, что всё худшее осталось в прошлом. А вместе с автором, героями верим в хорошее и мы: «Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Урок по роману "Белая гвардия" даёт возможность показать особенность таланта М. Булгакова и его позиции в изображении Гражданской войны и революции, позволяет увидеть художественные средства, при помощи которых писателю удалось запечатлеть разрущающее воздействие войны на мирное бытие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Революция и Гражданская война в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

Оформление урока:

  • портрет М.Булгакова;
  • плакаты времен Гражданской войны;
  • кадры фотохроники;
  • романс Р.Глиэра «Жить, будем жить!»;
  • видеофрагмент из художественного фильма «Дни Турбиных»;
  • таблица «Венера или Марс?»

Эпиграфы.

Всех беломордых перебьём и останется одна пролетария.

Артем Веселый, 1923г.

Белая гвардия, путь твой высок...

М. Цветаева, 1918г.

Все мы в крови повинны.

«Белая гвардия», 1923-1924гг.

Прошло почти сто лет после Гражданской войны, мы начинаем понимать, какое это было несчастье для всей России. Еще недавно на первый план выступала героика. Слава победителям, позор побежденным! За понятными, заманчивыми лозунгами большевиков - всенародная трагедия. «Кто уцелел - умрет, кто мертв - воспрянет». Нужно увидеть и понять правду о Гражданской. Понять и скорбно склонить головы перед погибшими в братоубийственной войне.

Пора отрешиться от ненависти (ибо в трагедии всегда есть нечто, что превыше всяких пристрастий), избыть ее, чтобы никогда более не повторилось кровавое безумие розни.

Белая гвардия, путь твой высок: Черному дулу - грудь и висок.

Божье да белое твое дело: Белое тело твое - в песок.

Не лебедей это в небе стая: Белогвардейская рать святая Белым виденьем тает, тает...

Старого мира - последний сон: Молодость-Доблесть - Вандея - Дон.

Нам необходимо заглянуть в страницы воскресающих книг, словно в разверстую бездну Гражданской войны, бессмысленно жестокой и кровавой усобицы, поглотившей столько прекрасных сердец, заглянуть в эту бездну - ужаснуться и отпрянуть, чтобы никогда более не приближаться даже к краю ее. Именно ради этого, мы вправе предположить, и писал М. Булгаков свой роман о Гражданской войне «Белая гвардия», делая «великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми». Прошлое ощущается в осмыслении - без этого не может совершаться и продолжаться жизнь.

Запишите тему сегодняшнего разговора, эпиграфы к нему.

Роману предпосланы две цитаты. Первая - из «Капитанской дочки» А. Пушкина. Прочитайте.

Что даёт символический образ бурана для понимания эпохи, отражённой в романе?

(В романе отчётливо развивается пушкинская тема заблудившихся в буране людей. В «Белой гвардии» - буран истории. Главная тема - «сбились мы, что делать нам?». Родство идей, оценок, подхода Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»).

Первый абзац написан в стиле летописи.

Революция - рубеж нового, иного мира. Какими символами писатель обозначил главный конфликт эпохи?

(Противоборство Венеры и Марса: жизни и смерти, любви и ненависти, хаоса и гармонии - испокон века сопровождают развитие человеческой цивилизации. В разгар Гражданской войны в России это противостояние обрело особенно зловещие формы).

Здесь следует, однако, вспомнить второй эпиграф к «Белой гвардии». Он взят из Откровения святого Иоанна Богослова - книги, известной под названием Апокалипсис.

Каков нравственный смысл второго эпиграфа?

(По вечным законам справедливости в час неотвратимой расплаты судим будет каждый «сообразно с делами своими»; за выбор, который человек делает в жизни, за поступки, которые совершает, он несет моральную ответственность).

Алексей Турбин приходит к священнику, отцу Александру, и ищет утешения после смерти матери. (гл. I)

Чем наполнилась чаша ангела, чаша гнева Господнего?

(Обоюдной ненавистью, которая ожесточила людей, дала выход накопившейся злобе: гл. IV, гл. V).

Кажется, что автор всматривается в небо и задает себе, читателю задачу понять, какая же из двух звезд, Венера или Марс, засверкает ярче. Поиски на этот основополагающий для художественной концепции произведения вопрос осуществляли две группы. Каждая группа подбирала соответствующий текстуальный материал, продумывала аргументы в свою пользу. (В тетради - таблица, страницу - пополам).

"Звезда пастушеская " Венера

Красота, свет, вера, Дом, тепло, семья, любовь, покой, порядок

1) Изумительная панорама Города (гл.1V)

Как сон входит в текст романа?

(Под утро Турбину стал сниться довоенный Город. Это просто город, но с прописной буквы как нечто обобщенное, вечное. Описание Города в композиционном отношении двояко: оно открывает главу и вместе с тем позволяют трактовать описание как сон, который переходит в явь.)

Какое впечатление производит Город?

(Образ Города излучает необыкновенный свет жизни. Это святая земля, райский уголок. Владимирский крест - духовный ориентир Города, который находится под покровительством Божьим).

2) Дом Турбиных (гл. 1, 2)

Что ценят, во что верят, чему поклоняются Турбины?

(Дом Турбиных - это прежде всего люди, его населяющие. Братья, Алексей и Николка, дружно живут с сестрой. Они гостеприимны, великодушны, самоотверженны.

Великая русская литература заняла достойное место в этом доме, где звучат имена Пушкина и Толстого, Достоевского и Бунина. Может быть, оттого так красиво в этом небогатом доме, что его атмосфера одухотворена вечно живым искусством.

В доме Турбиных знают и любят музыку. Задумчиво глядя в окно, вспоминает Алексей Турбин оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», а тогда, когда его начинает тревожить мысль о Елене, вспоминается молитва Валентина («...я за сестру тебя молю») из оперы «Фауст» Гуно. Турбины умеют любить и вознаграждены за это любовью. Венера покровительствует героям. Турбины согреты любовью Всевышнего.)

Что завещали старшие Турбины детям, что наказала мать? («Дружно... живите», т.е. сохраните Дом. В начале романа дом Турбиных - символ представлений о красоте, прочности жизни такой, какая звучит в знаменитом романсе Глиэра «Жить, будем жить!», словами которого Шервинский ободряет Елену.)

Звучит романс Глиэра на слова Г. Галиной в исполнении Г. Нэлеппа.

Что больше всего боятся в доме Турбиных?

(гл.1. Больше всего в доме Турбиных боятся, что этот мир покоя, счастья будет разрушен. Турбины пытаются сохранить порядок, заведенный матерью. Братья становятся офицерами Белой армии, одна мысль - защитить.

Мать сказала детям: «Живите». «Но как жить? Как же жить?» - это главный вопрос романа).

3) Дом Юлии Рейсс (гл. 13,19)

(Алексею Турбину спасение является в виде женщины «необычайной красоты» - Юлии Рейсс. Словно сама Венера спустилась с небес, чтобы защитить героя от гибели. Именно дом Юлии Рейсс по счастливой случайности становится для него тихой гаванью, где ему помогли не только выжить, но и принимали потом как близкого человека.)

4)Дом Щегловых (гл. 11)

(Щегловы - простая рабочая семья. Их домик-флигель был рядом со входом в дом Турбиных, и Николка иногда невольно заглядывал к ним в окно. Добравшись до дома и выждав некоторое время, Николка отправляется «на разведку». Ничего нового о происходящем в городе он не узнал, зато, возвращаясь, он увидел сквозь окошко примыкавшего к дому флигелька, как соседка Марья Петровна мыла Петьку. Продрогший на холоде Николка всем своим существом ощутил мирное тепло этого жилища.)

5)Дом Най-Турсов (гл. 17)

(Дом Най-Турсов изображен мельком, через восприятие Николки, как строгая семья, мужественно принявшая известие о гибели их любимого Феликса.)

  1. "Жаркая" молитва Елены перед иконой Божьей Матери (гл. 18)

Как в тяжелых условиях Гражданской войны проявляется нравственная сущность человека?

(Молодая женщина обнаруживает удивительную самоотверженность, сострадательную любовь сестры к брату. Елена готова поступиться личным счастьем, лишь бы только смертельно раненный старший брат был жив. И смерть от Алексея отступает, свершается чудо исцеления. Елена отмолила брата. Так в романе побеждает любовь и жизнь, а значит звезда Венера.)

Однако «давно уже начало мести с севера, и метет, и метет, и не перестает, и чем дальше, тем хуже, <...> ворчит встревоженная утроба земли. Восемнадцатый год... глядит все грознее и щетинистей».

"Красный, дрожащий" Марс

Гибель красоты, разрушение, беспорядок, торжество бесовских сил, злоба, убийство, насилие, грабежи

1) Город 1918 года (гл. 4,6)

Найдите примеры гибели красоты в атмосфере Города, охваченного бураном революции. Обратите внимание на тон авторского повествования.

(Город, отмеченный печатью небесной благодати, остался во сне. Теперь ему противостоит горд 18-го года. Переполненность Города агрессивной ненавистью противоречит красоте, свету и покою, символом которых был Владимирский крест.

Глубокая скорбь звучит в голосе автора, повествующего о том, как рушится мирная жизнь, привычный порядок вещей. Бытовые зарисовки приобретают символический смысл. Салон мадам Анжу еще недавно был средоточием прекрасного. Теперь же на территорию Венеры со всей бесцеремонностью грубого вояки вторгся Марс, и то, что было красотой, обратилось в обрывки и лоскутки. С коробками из-под дамских шляпок соседствуют «ручные бомбы и пулеметные ленты». Рядом со швейной машинкой - пулемет. И то, и другое - творение рук человеческих, только первое олицетворяет созидание, а второе - разрушенue.)

2) Неразбериха, быстрое наступление петлюровских войск (гл. 2,11)

(Из холода, вьюги, метели, из мира, над которым властвует красный Марс, приходит Мышлаевский, принося с собой веяние хаоса. С одной стороны, самоотверженная защита Города юнкерами и офицерами, их гибель на посту при исполнении долга. С другой стороны - «кабак», «ничего не поймешь», беспорядок, нехватка вооружения и противоречивые приказы. Как следствие - падение духа защитников, слабость обороны.

Через кровь и смерть пришло понимание обреченности Белого движения. Булгаков не рассматривал вопрос о нравственном превосходстве большевиков. Они для него - историческая сила.)

3)Бесчинства и зверства гайдамацкой дивизии (гл. 6,8,20)

Как в этих эпизодах отразилась жестокость войны?

(Через все произведение проходит мотив конца света. «Мирный житель» Яков Фельдман торопился, чтобы помочь появлению на свет новой жизни, а обрел свою смерть.Человеческая жизнь предельно обесценена. Расправа с неизвестным прохожим ничего, кроме ужаса и содрогания, вызвать не может. Ничем не оправданная жестокость, изуверства ради изуверства.)

Булгаков заставляет заглянуть в лицо самой смерти. И задуматься о цене жизни. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь?» - вопрошает автор. Вывод, который он делает, мало утешителен: «Нет. Никто... Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет. Никто. » Поистине, осуществилось грозное апокалиптическое пророчество.

4)Празднество в честь Петлюры (гл. 16 )

Как реализуется мотив разгула нечистой силы в Городе? (Убийства, насилия, грабежи пришли в Город с петлюровскими войсками. Бог отвернулся от Города, и уже не Он, а сатана правит там бал. В Софийском соборе происходит невообразимая грешная кутерьма, не совместимая со святым местом. Колокольный звон воспринимается как богохульство, оскорбление священнодействия: как Божья милость провозглашается начало братоубийственной войны. Кровь жертв вопиет к небу, кровавый отсвет осеняет все вокруг.)

5)Судьба Дома Турбиных в вихре войны (гл.2, 11, 12)

(Война вторгается в мир Турбиных. Об этом говорят надписи на печке, проявляя позицию домочадцев, за которую им придется расплачиваться. Война властвует в Доме. Раненый Алексей Турбин мечется в лихорадке. Образ мортиры мерещится в бреду Алексею. Дом теперь лишь пристанище, постоялый двор.)

6)Броненосец "Пролетарий" (гл.20 )

Можно ли приход в Город большевиков считать победой Марса? (Марс торжествует, даже прекрасная Венера становится красноватой. "Живой, пятиконечный " Марс царствует на небосводе. Что это? Намек на большевистский террор?)

Какие детали призваны подчеркнуть воинственную природу пролетарской власти?

(У бронепоезда «Пролетарий» «зверски, не по-человечески» озябший часовой, который «неуклонно рвался взором к звездам». Силу часовому, очевидно, придавало поблескивавшая на его груди звезда и кровная связь с воинственной планетой: «Она [планета] была маленькая и тоже пятиконечная»).

Кинофрагмент.

Этим людям было уютно под новым, невиданным небосводом, одетым «Марсами в их живом сверкании», их души наполнены счастьем. И если Дом прежних времен - розы и белоснежная скатерть, то дом людей из бронепоезда - «тесная конура» и «узкая койка», но им хорошо в таком «доме». Победой какой из сторон завершилось символическое противостояние двух планет? (Победой Mapca).

Вывод под таблицей: истоки Гражданской войны, по Булгакову, - психологические, морально-этические. Отказ людей от христианских нравственных законов, их ненависть и нетерпимость друг к другу приводят к духовному падению и к войне, а значит, к обильным жертвоприношениям богу Марсу, который торжествует.

Как бы напоминая о своем замысле «стать бесстрастно над красными и белыми», автор вводит сон Алексея Турбина, в котором пророчески звучат слова о погибших большевиках, белогвардейцах и мысли апостола Петра: «Все вы у меня... одинаковые - в поле брани убиенные. Это понимать надо, и не всякий поймет». Для Господа Бога и красные, и белые - все одинаковы, все несчастны.

Как оценил Булгаков свое время?

(Для Булгакова, Россия, Отечество, народ - едины. Гражданская война - всегда поражение, гибель, нарушение национального уклада жизни. В представлении Булгакова, революция, Гражданская война - это трагедия, в результате которой разрушается то, что принадлежит миру вечности. В романе открытый финал (последний абзац).

Как отвечает Булгаков на пушкинский вопрос: что делать нам? (Нужно чаще смотреть на далекие звезды и тогда придет ответ на вопрос, как жить)

Автор утверждает ценность человеческой жизни, идеалы добра и гуманности, он скорбит о потерянном мире и видит новое небо. Писатель беспристрастен к белым и красным, он сожалеет, что люди не хотят взглянуть на звезды. Космический мотив заключительных строк романа все же обращен в будущее.

Домашнее задание: найти в 11 главе «Белой гвардии» переклички с романом «Война и мир» (том 1, часть 3, гл.14-17) и выявить различия в изображении истории (войны) между Булгаковым и Толстым.


Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» - так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Киеве, на Алексеевском спуске. Молодежь - Алексей, Елена, Николка - остались без родителей. Но у них есть Дом, который содержит не просто вещи - изразцовая печь, часы, играющие гавот, кровати с блестящими шишечками, лампа под абажуром, - а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие.

Дом Турбиных был возведен не на песке, а на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить. Как поведут себя Турбины, Мышлаевский, Таль-берг, Шервинский, Лариосик - все, кто причастен к Дому на Алексеевском спуске? Над Городом нависла серьезная опасность. (Булгаков не называет его Киевом, он - модель всей страны и зеркало раскола.) Где-то далеко, за Днепром, Москва, а в ней - большевики. Украина объявила независимость, провозгласив гетмана, в связи с чем обострились националистические настроения, и рядовые украинцы сразу «разучились говорить по-русски, а гетман запретил формирование добровольной армии из русских офицеров». Петлюра сыграл на мужицких инстинктах собственности и самостийности и пошел войной на Киев (стихия, противостоящая культуре). Русское офицерство оказалось преданным Главным командованием России, присягавшим на верность императору. В Город стекается разнородная шушера, убежавшая от большевиков, и вносит в него разврат: открылись лавки, паштетные, рестораны, ночные притоны. И в этом крикливом, судорожном мире разворачивается драма.

Завязкой основного действия можно считать два «явления» в доме Турбиных: ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаев-ский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба. В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. Ключевой проблемой романа станет отношение героев к России. Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, выступал против разрушения Отечества.

Он дает понять читателю, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата. Писатель объединил понятием «белая гвардия» тех, кто защитил честь русского офицера и человека, и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».

Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику: что есть Отечество, Бог, человек, жизнь, подвиг, добро, истина. За драматической кульминацией следует развитие действия, очень важное для сюжета в целом: оправятся ли герои от потрясения; сохранится ли Дом на Алексеевском спуске?

Алексей Турбин, убегавший от петлюровца, получил ранение и, оказавшись в родном доме, долго пребывал в состоянии пограничном, в галлюцинациях или теряя память. Но не физический недуг «добивал» Алексея, а нравственный: «Неприятно… ох, неприятно… напрасно я застрелил его… Я, конечно, беру вину на себя… я убийца!» (вспомним героев Толстого, тоже берущих вину на себя). Мучило и другое: «Был мир, и вот этот мир убит*. Не о жизни, остался жив, а о мире думает Турбин, ибо тур-бинская порода всегда несла в себе соборное сознание. Что будет после конца Петлюры? Придут красные… Мысль остается незаконченной.

Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство - непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом. Примет ли он то новое, что называлось бронепоездом «Пролетарий» с истомившимися от ратного труда часовыми? Примет, потому что они тоже братья, они не виноваты. Красный часовой тоже видел в полудреме «непонятного всадника в кольчуге» - Жилина из сна Алексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в 1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже «побратался» с часовым с красного «Пролетария». Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарь Русаков (в конце романа) как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия: «…И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: …слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло…»

Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя - свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех - и белых и красных. «Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелая синева - занавес Бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира».

    М.А. Булгаков родился и вырос в Киеве. Всю жизнь он был предан этому городу. Символично, что имя будущему писателю было дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Действие романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» происходит в том самом знаменитом...

    Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова...

    Чтобы иметь полное и глубокое представление о какой-то исторической эпохе, необходимо познакомиться с самыми разными, иногда полярными точками зрения, которые именно в силу своей непохожести помогут лучше разобраться в этом. Революция 1917 года, как...

    Гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря: “белых” и “красных”. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание...

Особенности изображения революции и гражданской войны в романе «Белая гвардия»

Сын профессора Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской культуры и духовности, М. А. Булгаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское Смоленской губернии, а потом в Вязьме, где и застала его революция. Отсюда в 1918 году Булгаков через Москву перебрался, наконец, в родной Киев, и там ему и его близким довелось пережить сложную полосу гражданской войны, описанную затем в романе “Белая гвардия”, пьесах “Дни Турбиных”, “Бег” и многочисленных рассказах.

Михаил Афанасьевич Булгаков революцию октября 1917г. воспринял как переломное событие не только в истории России, но и в судьбах русской интеллигенции, с которой справедливо считал себя кровно связанным. Послереволюционную трагедию интеллигенции, очутившейся в водовороте гражданской войны, а после ее окончания, в значительной своей части -- в эмиграции, писатель запечатлел в первом своем романе «Белая гвардия» и пьесе -- «Бег».

В романе “Белая гвардия” много автобиографического, но это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в проблему “Человек и эпоха”; это и исследование художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией.

Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову, “Белую гвардию” он любил более других своих произведений. Эпиграфом из “Капитанской дочки” Пушкина Булгаков подчеркнул, что речь идет о людях, которых настиг буран революции, но которые смогли найти верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем.

Второй эпиграф носит библейский характер. И этим Булгаков вводит нас в зону вечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений. Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа: “Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская Венера и красный дрожащий Марс”. Стиль зачина почти библейский. Ассоциации заставляют вспомнить о вечной Книге бытия, что само по себе своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах. Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия, обрамлено им. Противостояние звезд, природный ряд образов, имеющих отношение к вечному, вместе с тем символизирует коллизию времени исторического.

В открывающем произведение зачине, величавом, трагическом и поэтическом, заложено зерно социальной и философской проблематики, связанной с противостоянием мира и войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Выбор звезд (Венера и Марс) дает возможность нам, читателям, спуститься из космической дали к миру Турбиных, поскольку именно этот мир будет противостоять вражде и безумию.

В “Белой гвардии” милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастна великим событиям, делается свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных. Дни Турбиных вбирают вечную прелесть календарного времени: “Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?” Воспоминания о матери и прежней жизни контрастируют с реальной ситуацией кровавого восемнадцатого года. Великое несчастье -- потеря матери -- сливается другой страшной катастрофой -- крушением старого, казалось бы, прочного и прекрасного мира. Обе катастрофы рождают внутреннюю рассеянность, душевную боль Турбиных.

В романе Булгакова два пространственных масштаба -- малое и большое пространство, Дом и Мир. Пространства эти находятся в противостоянии, подобно звездам на небе, каждое из них имеет свою соотнесенность со временем, заключает в себе определенное время. Малое пространство дома Турбиных хранит прочность быта: “Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна... Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы”. Цветы в доме Турбиных -- красота и прочность жизни. Уже в этой детали малое пространство дома начинает вбирать в себя вечное время, сам интерьер дома Турбиных -- “бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры” -- все это огороженное стенами малое пространство вмещает в себя вечное -- бессмертие искусства, вехи культуры.

Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Но Дом не может отделиться, уйти из города, он часть его, как город -- часть земного пространства. И вместе с тем это земное пространство социальных страстей и битв включается в просторы Мира.

Город, по описанию Булгакова, был “прекрасный в морозе и в тумане на горах, над Днепром”. Но облик его резко изменился, сюда бежали “... промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные и алчные, трусливые. Кокотки, честные дамы из аристократических фамилий...” и многие другие. И город зажил “странною, неестественной жизнью...”

Внезапно и грозно нарушается эволюционный ход истории, и человек оказывается на ее изломе. Изображение большого и малого пространства жизни вырастает у Булгакова в противопоставление разрушительного времени войны и вечного времени Мира.

Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, как домовладелец Василиса -- “инженер и трус, буржуй и несимпатичный ”. Так воспринимают Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская замкнутость, ограниченность, накопительство, отъединенность от жизни. Что бы там ни случилось, но не станут они считать купоны, затаившись в темной комнате, как Василий Лисович, который мечтает только пережить бурю и не утратить накопленного капитала.

Турбины иначе встречают грозное время. Они ни в чем не изменяют себе, не меняют своего образа жизни. Ежедневно собираются в их доме друзья, которых встречают свет, тепло, накрытый стол. Звенит переборами Николкина гитара -- отчаянием и вызовом даже перед надвигающейся катастрофой. Все честное и чистое, как магнитом, притягивается Домом.

Сюда, в этот уют Дома, приходит из страшного Мира смертельно замерзший Мышлаевский. Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так и не пришла бы, если бы полковник Най-Турс, тоже человек чести и долга, не смог бы, вопреки безобразию, творящемуся в штабе, привести двести юнкеров, стараниями Най-Турса прекрасно одетых и вооруженных. Пройдет какое-то время, и Най-Турс, поняв, что он и его юнкера предательски брошены командованием, что его ребятам уготована судьба пушечного мяса, ценой собственной жизни спасет своих мальчиков.

Переплетутся линии Турбиных и Най-Турса в судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических минут жизни полковника. Восхищенный подвигом и гуманизмом полковника, Николка совершит невозможное -- сумеет преодолеть, казалось бы, непреодолимое, чтобы отдать Най-Турсу последний долг, -- похоронить его достойно и стать родным человеком для матери и сестры погибшего героя.

В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь то мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или глубоко штатский по натуре, но не уклоняющийся оттого, что выпало на его долю в эпоху лихолетья Алексей Турбин, или даже совершенно, казалось бы, нелепый Лариосик. Но именно Лариосик сумел достаточно точно выразить самую суть Дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик говорил о себе, но под этими словами могли бы подписаться многие, “что он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек Елена Васильевна и в квартире у них тепло и уютно, и в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот внешний мир... согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен”. Там, за окнами, -- беспощадное разрушение всего, что было ценного в России. Здесь, за шторами, -- непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах, что это осуществимо. “... Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий”.

В «Белой гвардии», в произведении во многом автобиографичном, интеллигентная семья Турбиных оказывается втянута в события гражданской войны в не называемом по имени Городе, за которым легко угадывается родной для Булгакова Киев. Главный герой романа, старший брат Алексей Турбин, -- военный медик, много повидавший за три года мировой войны. Он -- один из тысяч офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или подневольно служить в одной из враждующих армий.

Завязкой основного действия можно считать два «явления» в доме Турбиных: ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаевский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба. В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. «О чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!., и это офицер русской военной академии, -- думал Алексей Турбин, мучился и воспаленными глазами вычитал в книге: «...Святая Русь -- страна деревянная, нищая и... опасная, а русскому человеку честь -- только лишнее бремя».

Слово честь, вспыхнув впервые в разговоре Турбина с Еленой, становится ключевым, движет сюжет и вырастает в главную проблему романа. Отношение героев к России, конкретные поступки разделят их на два лагеря. Мы чувствуем в пульсирующем ритме романа растущее напряжение: Петлюра уже окружил прекрасный Город. Молодежь Турбиных приняла решение идти в штаб к Малышеву и записаться в Добровольческую армию. Но Булгаков устраивает серьезное испытание Алексею Турбину: ему снится вещий сон, который ставит перед героем новую проблему: а что, если и правда большевиков имеет такое же право быть, как и правда защитников престола, отечества, культуры и православия?

И видел Алексей полковника Най-Турса в светозарном шлеме, в кольчуге, с длинным мечом и испытал сладостный трепет от сознания, что увидел рай. Потом появился огромный витязь в кольчуге -- вахмистр Жилин, погибший в 1916-м на Виленском направлении. Глаза обоих были «чисты, бездонны, освещены изнутри». Жилин и рассказал Алексею, что апостол Петр на его вопрос, «кому приготовлены в раю пять огромных корпусов?» -- ответил: «А это для большевиков, с Перекопу которые». И смутилась душа Турбина: «Большевиков? Путаете вы что-то, Жилин, не может этого быть. Не пустят их туда». Нет, ничего не путал Жилин, ибо на его слова, что, мол, большевики в Бога не верят, а потому должны попасть в ад, Господь ответил: «Ну не верят... что ж поделаешь... Один верит, другой не верит, а поступки у всех одинаковые... Все вы у меня, Жилин, одинаковые -- в поле брани убиенные». Зачем этот вещий сон в романе? И для выражения авторской позиции, совпадающей с волошинской: «Молюсь за тех и за других», и для возможного пересмотра решения Турбина воевать в белой гвардии. Он понял, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата.

В «Белой гвардии» противопоставлены две группы офицеров -- те, кто «ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку», и «вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, -- отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь». Однако Алексею и его младшему брату Николке участия в драке избежать не удается. Они в составе офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города, где сидит правительство никем не поддерживаемого опереточного гетмана, против армии Петлюры, пользующейся широкой поддержкой украинского крестьянства. Впрочем, в армии гетмана братья Турбины служат всего несколько часов. Правда, старший успевает получить ранение и застрелить человека в перестрелке с преследующими его петлюровцами. Больше Алексей в гражданской войне участвовать не намерен. Николка же еще собирается сражаться с красными в составе добровольческой армии, и в финале содержится намек на его будущую гибель при обороне врангелевского Крыма на Перекопе.

Сам писатель явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к мирной жизни, к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной жизни, устройству быта, несмотря на господство большевиков, разрушивших прежнюю жизнь и пытающихся заменить старую культуру новой, революционной. Булгаков воплотил в «Белой гвардии» свою идею сохранения дома, родного очага после всех потрясений революции и гражданской войны. Дом, который старается сохранить в океане общественных бурь Алексей, -- это дом Турбиных, в котором угадывается булгаковский дом на Андреевском спуске в Киеве.

Из романа выросла пьеса «Дни Турбиных», где в заключительной сцене возникала та же тема, но уже в несколько сниженном виде. Один из комических персонажей пьесы, житомирский кузен Лариосик, произносит возвышенный монолог: «...Мой утлый корабль долго трепало по волнам гражданской войны... Пока его не прибило в эту гавань с кремовыми шторами, к людям, которые мне так понравились... Впрочем, и у них я застал драму... Но не будем вспоминать о печалях... Время повернулось, и сгинул Петлюра. Мы живы... да... все снова вместе... И даже больше этого.»

Елена Васильевна, она тоже много перенесла и заслуживает счастья, потому что она замечательная женщина. И мне хочется сказать ей словами писателя: «Мы отдохнем, мы отдохнем...» Здесь цитируются слова Сони из финала чеховского «Дяди Вани», с которыми соседствует знаменитое: «мы увидим все небо в алмазах». Булгаков видел идеал в том, чтобы сохранить «гавань с кремовыми шторами», хотя время и повернулось.

Булгаков явно видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей и считал, что интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо, скрепя сердце, примириться с советской властью. Однако при этом следует сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, а не идти на беспринципную капитуляцию.

Белая идея оказалась слаба перед красной, дискредитирована трусостью и шкурничеством штабов, бестолковостью вождей. Однако это не значит, что идеи победивших в гражданской войне большевиков в нравственном отношении сколько-нибудь привлекательны для Булгакова. Там тоже насилие, тоже кровь, за которую никто не ответит, как подчеркивается в финале «Белой гвардии».

Исторические события -- это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений.

Алексей Турбин, как и его друзья, -- за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного -- покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата.

Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. Пожалуй, описание этого дня сражения -- сердце романа, его центральная часть.

14 декабря 1918 г. Почему именно эту дату выбрал Булгаков? Ради параллели: 1825 и 1918? Но что в них общего? Общее есть: «очаровательные франты», русские офицеры защищали на Сенатской площади честь -- одно из высоконравственных понятий. Булгаков напоминает датой еще раз о том, что история -- удивительно сложная и непоследовательная вещь: в 1825 г. дворяне-офицеры пошли против царя, голосуя за республику, а в 1918 г. опомнились перед лицом «безотцовства» и страшной анархии. Бог, царь, глава семьи -- все объединялось понятием «отец», хранящий на веки вечные Россию.

Как же вели себя 14 декабря герои романа? Они умирали в снегу под напором петлюровских мужичков. «Но честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете» -- так думал самый юный, Николка, выражая позицию тех, кого Булгаков объединил понятием «белая гвардия», кто защитил честь русского офицера и человека и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали «белогвардейцами», «контрой».

В этой катастрофе “белое” движение и такие герои романа, как Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете -- с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью “генералов” и “штабных”. Вспыхивает догадка, что все -- цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия -- жива...

В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко -- может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. “Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами... на свою совесть беру и ответственность, все!., все!., вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно?” Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня: “Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!..” Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке: “Унтег-цег, бгостьте геройствовать к чег-тям...” Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет -- на случай петлюровских обысков -- револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея.

Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, “ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку”, перешла в признание противников. Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем.

Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность...

Все герои “Белой гвардии” выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни -- друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное -- честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, -- воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России.

Михаил Афанасьевич Булгаков -- писатель сложный, но в то же время ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях. Его роман “Белая гвардия” рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918-1919 годов. Писатель диалектически рассуждает о деяниях рук человеческих: о войне и мире, о вражде человеческой и прекрасном единении -- “семье, где только и можно укрыться от ужасов окружающего хаоса”.

А за окнами -- “восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее, щетинистей”. И с тревогой думает Алексей Турбин не о своей возможной гибели, а о гибели Дома: “Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи”. Но, может быть, любви и преданности дана сила оберечь и спасти и Дом будет спасен? Четкого ответа на этот вопрос в романе нет. Есть противостояние очага мира и культуры петлюровским бандам, на смену которым приходят большевики.

Михаил Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, страстно выступая против разрушения могучего отечества.

Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство -- непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом. Примет ли он то новое, что называлось бронепоездом «Пролетарий» с истомившимися от ратного труда часовыми?

Одна из последних зарисовок в романе -- описание бронепоезда “Пролетарий”. Ужасом и отвращением веет от этой картины: “Он сипел тихонько и злобно, сочилось что-то в боковых снимках, тупое рыло его молчало и щурилось в приднепровские леса. С последней площадки в высь, черную и синюю, целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двадцать и прямо в полночный крест”. Булгаков знает, что в старой России было много такого, что привело к трагедии страну.

Но писатель утверждает, что Дом примет красноармейца-часового, потому что они братья, они не виновны и одновременно виновны в том, что должны участвовать в братоубийственной войне. Красный часовой тоже видел в полудреме «непонятного всадника в кольчуге» -- Жилина из сна Алексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в 1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже «побратался» с часовым с Красного «Пролетария».

Все -- белые и красные -- братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом. И голубоглазый библиотекарь Русаков (в конце романа) как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия: «...И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...»; «Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов: ...слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло...»

Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя -- свидетеля революции и по-своему «отпевшего» всех -- и белых и красных.

«Последняя ночь расцвела. Во второй половице ее вся тяжелая синева -- занавес Бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира».

Когда писатель заканчивал свой роман в первой половине 20-х годов, он еще верил, что при советской власти возможно восстановить нормальную жизнь, без страха и насилия.

В финале «Белой гвардии» он предсказывал: «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

46. Изображение революции и гражданской войны в романе М.Булгакова «Белая гвардия»

Романное действие заканчивается в 1925 году, а повествует произведение о революционных событиях в Киеве зимой 1918-1919 годов. Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны.

«Белая гвардия» (1925) – художественное произведение, показывающее белую армию изнутри. Это воины, исполненные доблести, чести, верные долгу защиты России. Они отдают жизнь за Россию, ее честь - как они ее понимают. Булгаков предстает художником трагическим и романтическим одновременно. Дом Турбиных, где было столько тепла, нежности, взаимопонимания, осмысливается как символ России. Герои Булгакова погибают, защищая свою Россию.

Социальный катаклизм обнажает характеры - кто-то бежит, кто-то предпочитает смерть в бою.

Повествование сложно и многопланово: есть объективное повествование, фантастическое, сказовая манера, лирические эссе. Композиция – сложная: монтаж разнообразных кусков: история семьи Турбиных, смена властей, разгул стихии во время гражданской войны, батальные сцены, судьба отдельных героев. Кольцевая композиция начинается и заканчивается предчувствием апокалипсиа, символикой которого пронизан весь роман. Кровавые события гражд войны изображены как Страшный суд. Наступил «конец света», но Турбины продолжают жить дальше – их спасение, это их дом, очаг, за которым смотрит Елена, не зря подчеркиваются старый быт, детали (вплоть до маминого сервиза).

Через судьбу Турбиных Б открывает драматизм революции и гражданской войны. Проблема нравственного выбора в пьесе: Алексей - - либо сохранить верность присяге, либо сберечь жизни людей, он выбирает жизни: «Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам!». Человеческая жизнь – вот высшая ценность. Б. воспринял революцию 17 года не только как переломное событие в истории Р, но и в судьбах русской интеллигенции. В « Белой гвардии » во многом автобиографическая интеллигентная семья Турбиных оказывается втянута в события гражданской войны.Гл отличит черта романа – события революции в нем максимально очеловечены. Отход Б от отрицательного изображения белого движения навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение. Для Б дом Турбиных – это воплощение той Р, которая ему дорога. Г.Адамович отмечал, что автор показал своих героев в «несчастьях и поражениях». События революции в романе «максимально очеловечены». «Это было особенно заметно на фоне примелькавшегося образа «революционной массы» в произведениях А.Серафимовича, Б.Пильняка, А.Белого и других», - писал Муромский.

Осн тема – историческая катастрофа. Б соединяет личное начала с соц-историческим, ставит судьбу отдельного человека в связь с судьбой страны.Пушкинский принцип изображения – традиция – исторические события через судьбы отдельных людей. Гибель Города – как крушение целой цивилизации. Неприятие методов революц насилия с целью создания об-ва соц гармонии, осуждение братоубийственной войны выражено в образах пророческого сна Алексея Турбина, в котором ему является вахмистр Жилин, погибший в 1916 вместе с эскадроном гусар, и рассказывает о райских кущах, в кот он оказался и о событиях гражд войны. Образ рая, в кот отведено место для для всех, они «одиноково убиенные» и белые и красные. Неслучайно в вещем сне Алексея Турбина Господь говорит погибшему Жилину: «Все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные».

Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. Это переломный и кульминационный момент в романе. Вспыхивает догадка, что все - цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия - жива...

Один из комических персонажей пьесы, житомирский кузен Ларион, произносит возвышенный монолог: «...Мой утлый корабль долго трепало по волнам гражданской войны... Пока его не прибило в эту гавань с кремовыми шторами, к людям, которые мне так понравились...». Булгаков видел идеал в том, чтобы сохранить «гавань с кремовыми шторами», хотя время и повернулось. Булгаков явно видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей и считал, что интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо, скрепя сердце, примириться с советской властью. Однако при этом следует сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира,

«Белая гвардия» целиком лежит в русле традиций русской классической реалистической прозы. Изображено общество накануне своей гибели. Задача художника – максимально достоверно изобразить драматическую действительность реального мира. Художественные средства тут были не нужны.

Роман об историческом потрясении. Булгакову удалось изобразить то, что предчувствовал когда-то Блок, только без романтического пафоса. Нет дистанции между автором и его героем – одна из основных особенностей произведения (хотя роман написан от 3 лица). Психологически она не существует, т.к. изображалась гибель той части общества, к которой принадлежит и автор, и он сливается со своим героем.

Единственный деполитизированный роман о революции и гражданской войне. В остальных произведениях везде изображалось противоборство сторон, обязательно стояла проблема выбора. Иногда демонстрировалась психологическая сложность выбора, иногда право на ошибку. Сложность была обязательна, право на ошибку тоже. Исключение – м.б., «Тихий Дон».

Булгаков изображает происходящее как всеобщую трагедию, без возможности выбора. Сам факт революции для художника – акт уничтожения той социальной среды, к которой принадлежат автор и герои. «Белая гвардия» - роман о конце жизни. Разрушение среды обитания обязательно влечет разрушение смысла существования. Физически человек может спастись, но это будет другой человек. Отношение автора к происходящему открыто. Последний эпизод символичен: картина, близкая апокалипсису – то, что ожидает город. Финальная сцена: ночь, город, замерзающий часовой, он видит красную звезду – Марс – это апокалиптическая картина.

Роман начинается тихим колокольным звоном, а кончается погребальным, вселенским громом колоколов (sic !) , который возвещает гибель городу.

В романе М. Булгакова “Белая гвардия” (1922-1924) отражаются события гражданской войны периода 1918-1919 гг. в его родном городе Киеве. Эти события Булгаков рассматривает не с классовых или политических позиций, а с чисто человеческих. Кто бы ни захватил город - гетман, петлюровцы или большевики, - неизбежно льется кровь, сотни людей умирают в мучениях, а другие еще страшнее ожесточаются. Насилие рождает еще больше насилия. Вот это волнует писателя больше всего.

Центральный образ – Дом, символ родного очага. Собрав в доме героев накануне рождества, автор задумывается о возможной судьбе как самих персонажей, так и всей России. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» - так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Киеве, на Алексеевском спуске. Молодежь - Алексей, Елена, Николка - остались без родителей. Но у них есть Дом, который содержит не просто вещи, а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие. Дом Турбиных был возведен на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png