Четки - старинный атрибут церковных ритуалов всех религий. В толковом словаре В.И. Даля написано: «Четки (от считать, честь) - нитки бус, ремень с узлами, используемые в соборах для счета молитв и поклонов».

Но четки - еще уникальное лечебное средство. Простое перебирание пальцами четок способно избавить от различных болезней, успокоить нервы, снять усталость, повысить общий тонус организма.

Четки - предмет индивидуальный, поэтому передавать их кому-либо во временное пользование нежелательно. После занятий с четками рекомендуется взмахом руки снять с них напряжение и протереть сухой тряпочкой. Храните это уникальный предмет в сухом месте и носите в матерчатом мешочке.

Какие четки правильные?

Считается, что обычай идти на молитву с ниткой бус появился в Северной Индии и Персии. В Европу четки принесли с собой воины Александра Македонского после покорения им Персии.

Относительно быстро они вошли в обиход католической церкви. Причем у католиков четки носят не только представители духовенства, но и обычные люди (в православной церкви - только монахи и монахини).

Считается, что на Руси четки появились в 15 веке с открытием христианских монастырей. Бусины, нанизанные на нить, вручают монахам при пострижении для счета молитв и поклонов.

Особенно популярны четки у мусульман, проживающих в странах Аравийского полуострова, где четки называются мисбаха. Как правило, мисбаха состоит из 33 бусинок, разделенных на 3 равные части крупными промежуточными бусинами и заканчиваются шариком с кисточкой.

Реже можно встретить бусинки из 99 бусин. Методично перебирая четки во время молитвы, правоверный произносит хвалу Аллаху и обращается к нему за прощением. На каждую бусинку может приходиться одна фраза молитвы или какая-то часть молитвы, которая повторяется 11 или 33 раза.

Буддийские и индуистские четки более внушительны - на их нитке могут разместиться до 108 бусинок плюс одна большая - «меру». Такие четки, как правило, сделаны из сандалового дерева и называются «мала».

Они используются во время медитации и чтения мантры. Основа всех мантр - звук «Ом», он считается корнем всех звуков. Из глубины тела появляется звук «0» и медленно возносится вверх, соединяясь со звуком «м», который затем резонирует в голове.

Правильное повторение «ом» в течение 20 минут должно расслабить каждую клетку тела. Обычно во время произнесения тибетской мантры «Ом Рам» буддийские монахи перебирают четки: произнося «ом», передвигают одну бусинку, произнося «рам» - вторую, и так-108 раз. Как утверждают монахи, медитация продлевает жизнь до 100 лет.

Как правильно крутить четки на пальцах?

Интересно, что четки с очень давних времен находят широкое применение в восточных боевых единоборствах. С их помощью тренируют пальцы рук. В наши дни этот метод рекомендуется использовать людям, работающим за компьютером, музыкантам, особенно пианистам, которые нередко испытывают боль в кистях рук.

В этих случаях можно помассировать, размять бусинками сначала одну, затем другую кисть в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно растирать шариками всю поверхность рук от кисти до локтя, пока не появится ощущение приятного тепла.

Перебирание четок приносит душевный покой, избавляет от депрессии и бессонницы, укрепляет здоровье. Китайцы издавна в этих целях перекатывали в руках обычные грецкие орехи. По представлениям традиционной китайской медицины, определенные точки на пальцах и ладонях рефлекторно связаны не только с мозгом, но и с внутренними органами: желудком, кишечником, печенью, почками, сердцем.

Воздействуя на биологически активные точки, можно облегчить течение многих заболеваний. В результате такого точечного массажа также повышается устойчивость организма к перепадам атмосферного давления, магнитным бурям и другим погодным явлениям. В качестве массажера хорошо подходят бусины, нанизанные на нитку.

В современной психотерапии перебирание четок используется как отвлекающий и успокаивающий ритуал. Передвижение пальцами гладких бусин позволяет расслабиться.

Как правильно пользоваться четками?

Как правильно держать четки, чтобы они помогали нам решить некоторые проблемы со здоровьем?

  1. При стрессе можно просто покатать нить с бусинами по центру ладоней.
  2. При головной боли в течение 4 минут интенсивно разминать с помощью четок подушечки и фаланги пальцев рук.
  3. Разминая четки между ладонями можно улучшить работу сердечно-сосудистой системы.
  4. Перебирание бусин подушечками пальцем помогает улучшить зрение.
  5. Если пропускать бусины на уровне ногтевой фаланги указательного пальца, тонизируется работа желудочно-кишечного тракта. Когда задействован средний палец - массируется позвоночный столб, безымянный палец - тонизируется печень, мизинец - снимается болевой сердечный приступ.
  6. Если в дополнение к большому пальцу с четками работает указательный палец, снимается гнев или депрессия, безымянный - повышается устойчивость организма к магнитным бурям и перепадам атмосферного давления.
  7. Если мять бусины, зажав их в кулаке (то есть воздействовать на нервное окончание ладони), нормализуется работа всех внутренних органов.
  8. Если начинается насморк, нужно перебирать горошины кончиками пальцев.
  9. Отвыкающему от курения человеку при остром желании закурить следует провести пятиминутную медитацию с перебиранием бусинок, чтобы это желание притупилось или совсем исчезло.
  10. Для улучшения запоминания иностранных слов, стихов, различных текстов рекомендуется последовательно перебирать бусины четок, повторяя ту или иную информационную единицу несколько раз.

Перебирание четок - хороший способ разработки мелкой моторики пальцев. Ими могут пользоваться как дети, одновременно улучшая координацию и обучаясь счету, так и взрослые, например, восстанавливая руки после травм или болезней. Этот аксессуар полезен для офисных работников, часто страдающих от спазмов суставов и мышц рук, вызванных долгой однообразной деятельностью, и для людей, профессиональными болезнями которых являются артриты, артрозы (портных, массажистов, парикмахеров).

Регулярное применение четок позволяет ослабить симптомы заболевания, сбалансировать нагрузку на мышцы.

Материал для правильных четок

При выборе правильных четок важное значение имеет материал, из которого сделаны бусинки. Самые дорогие раньше делали из хорошо отшлифованного черного коралла, инкрустированного серебром. Сейчас четки изготавливают из любых камней и металлов, кости, янтаря, цветного стекла, плодовых косточек, дерева.

Традиционно для изготовления четок использовали драгоценные камни с учетом их лечебных свойств.

  1. Нефрит помогает при болезнях почек.
  2. Лазурит рекомендуется при болях в суставах, радикулите, заболеваниях крови. Кроме того четки из лазурита - отличное средство для восстановления зрения. Для этого надо несколько раз в день пристально всматриваться в камень.
  3. Лунный камень сглаживает напряжение, снимает отеки при заболеваниях мочевыводящих путей.
  4. Малахит укрепляет иммунитет, нормализует работу сердца, снижает артериальное давление, помогает работе поджелудочной железы, почек, селезенки.
  5. Обсидиан влияет на работу желудка, кишечника, почек, стабилизирует давление крови, укрепляет иммунитет.
  6. Янтарь применяют при заболеваниях щитовидной железы.
  7. Шунгит спасает от вегетососудистой дистонии.
  8. Сердолик облегчает головную боль, повышает иммунитет и заживляет раны.

Самыми распространенными являются четки из различных пород деревьев. На Востоке особенно популярны четки из сандалового дерева, в северных странах - из кедра. Особенно ценными считаются бусины из «звенящего» кедра, то есть кедра многовекового возраста. Четки из него используют при радиоактивном поражении, заболеваниях нервной системы и позвоночника.

При выборе четок из дерева нужно учитывать характер человека. Так, неуравновешенным людям лучше выбрать материалы: осина, тополь, черемуха, рябина, ель.

При заболеваниях костей, суставов подходят четки из бука, дуба, кедра, можжевельника, акации, березы.

Вывод: правильные четки используются не только в религиозном служении, но также полезны дл поддержания физического и эмоционального здоровья.

С уважением, Ольга.

Кто из нас, так или иначе, не сталкивался с четками? Многие их активно используют, кто-то видел их в руках родных и близких, кому-то они знакомы по книгам и художественным фильмам. Четки - неотъемлемый атрибут большинства существующих религий и всевозможных духовных течений. Они - незаменимые помощники в молитве и духовном труде. Четки по праву считаются одним из наиболее почитаемых символов духовной мудрости, а их широкое применение в молитвах - великолепный пример того, как реальные предметы нашего материального мира могут служить проводниками в мир Души.

Для начала, обратимся к энциклопедии: «четки» (др.рус. -чьт-, то есть считать, читать, пересчитать) - нитка или ленточка, на которую нанизаны бусины (зерна), пластины, или другие плотные однородные элементы, навязаны узелки. Чаще всего они замкнуты в кольцо. Во многих религиях четки используются для счета уже произнесенных молитв, способствуют большей концентрации и задают определенный ритм для непрекращающейся молитвы без счета.
Самые первые образцы четок, найденные в результате археологических раскопок, были созданы во II тыс. до н.э. в Индии. Первое упоминание буддийских четок относится к III веку н.э. Христианские четки, создателем которых признан святой Пахомий, известны с IV века н.э. По легенде Пахомий основал в пустыне Фиваидской монастырь Тавенна. Для того, чтобы необученные счету монахи читали в день положенное количество молитв, он давал им шнурок с завязанными на нем узлами. Этот шнурок и стал первыми четками христиан.
Зачастую, четки считают исключительно религиозной принадлежностью, рассматривают их как помощников при чтении молитв. Количество входящих в четки зерен должно соответствовать количеству молитв, произносимых верующим. Однако не только молитвами сопровождается перебирание четок.
Доподлинно известно, что в среднеазиатском шаманстве основным инструментом шамана был вовсе не бубен, как мы привыкли считать, а четки. Перебирая четки, шаманы предсказывали будущее счастье, надвигающуюся беду, погоду и даже смерть.
Итак, четки нашли свое применение во многих культурах и практически во всех религиях мира: в христианстве (как в православии, так и в католицизме), исламе, буддизме, шаманизме и мн.др. Естественно, что у каждой религии были свои собственные строгие параметры, по которым изготавливались четки. Когда смотришь на конкретные четки, всегда можно определить, кто их владелец, - христианин, буддист или мусульманин. Помимо этого, по виду четок можно рассказать и о степени подготовки ее владельца, о его принадлежности к той или иной ветви учения. Послушникам, например, хватает меньшего количества зерен в четках, нежели тем, кто перешел на следующий этап духовного развития.

Буддийские чётки.

Буддийские четки (на санскрите: мала, на тибетском: пренба). Буддийские четки представляют собой некое подобие ожерелья с нанизанными на него зернами. Чаще всего встречаются четки, имеющие 108 зерен (108 брахманов, присутствующих при рождении Будды). Такие четки имеют разделители, которые располагаются после 18, 21, 27 и 54 зерна. Помимо четок со 108 зернами, часто встречаются четки с 27 и 54 бусинами (1/4 и 1/2 от 108, это укороченные варианты). Встречаются четки с 18 зернами - в честь 18 учеников Будды (архатов), с 21 зернами, отождествляемые с 21 формой богини Тары, четки с 32 зернами - для отсчета 32 достоинств Будды.
Четки венчаются двумя кисточками или несколькими бусинами. Четки с красной кисточкой и нитью предназначаются для чтения Тантры. Во многих буддийских четках одна из бусин выделяется, она, как правило, более крупная или окрашена в другой цвет. Это символ золотой жемчужины Будды. Четки Брахманов оканчиваются двумя одинаковыми кистями. В месте своего соединения узлы окрашены в оранжевый цвет.
Четки используются практически во всех религиях для отсчитывания количества прочтенных молитв или мантр, выполненных поклонов или ритуалов. Но в буддизме четки играют и дополнительную роль предмета, в котором зашифрована информация, тесно связанная с философскими и практическими аспектами Великого Учения Будды.

Цена: 1250р, 1540р, 3100р, 7250р. Нефрит.

Цена: 980р, 1540р, 6300р. Агат.

Цена: 2740р, 4250р, 8450р. Лунный камень.

Цена: 3100р. Чёрный агат.

Цена: 3540р. Лазурит.

Цена: 6800р. Кошачий глаз.

33 бусины. Материал: оникс. Цена: 480р.

108 бусин. Материал: керамика. Цена: 480р.

Христианские чётки.

1. Православные четки.

В православных четках чаще всего используются четки с 33 зернами, по числу земных лет жизни Христа, или кратные 10 или 12. В правиле Номоканона XI века рассказывается о веревице, имеющей 103 узелка. Четки применяются для совершения Иисусовой молитвы. Православные четки делятся звеньями по 10 штук, плюс 3 штуки от узла нитки вниз, затем нитяная кисточка, как правило, она сочетается с крестом.
Раньше четки были обязательны для любого православного. Так, к примеру, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции четко сказано: « Любому христианину всегда держать в руках четки, как молитву Иисусову - неустанно на устах. И в церкви, и дома, и на торгу,- ходишь ли, стоишь ли, сидишь ли, и на любом месте»

2. Католические четки (розарий).

В католицизме четки называют Розарием, венком из молитв, которые повторяются в определенном порядке. Обычно они состоят из 50 зерен, отделенных по 10 штук большими бусинами. Это подразумевает повторение каждой молитвы по 10 раз, и таких повторов - пять. Также могут использоваться четки с 33 и 150 бусинами. Существует и полный Розарий, включающий 20 декад. Он предназначен для чтения всех таинств Розария сразу. Бывают Розарии и на одну декаду, выполненные в виде браслетов. Они используются для чтения одного десятка «Богородиц». Католические четки венчает Распятие, над которым располагаются еще пять бусин. Традиционный способ ношения четок у католиков - надевать их на шею в виде ожерелья. Часто католические четки носят на руках, наматывая их в виде браслета, или убираются в карман, в специальном мешочке - «scapula», украшенном вышивкой с изображениями святых.

Православные чётки.

Чётки деревянные.

40 бусин. Материал: можжевельник. Цена: 540р.

50 бусин. Материал: ясень. Цена: 480р.

30 бусин. Материал: ясень. Цена: 380р.

100 бусин. Материал: граб. Цена: 680р.

100 бусин. Материал: золотой ясень. Цена: 1100р.

54 бусины. Материал: самшит. Цена: 780р.

40 бусин. Материал: золотой ясень. Цена: 540р.

100 бусин. Материал: орех. Цена: 680р.

50 бусин. Материал: можжевельник. Цена: 480р.

7 бусин. Материал: ясень. Цена: 310р.

7 бусин. Материал: ясень. Цена: 280р.

20 бусин. Материал: ясень, дуб. Цена: 310р.

20 бусин. Материал: можжевельник. Цена: 380р.

30 бусин. Материал: ясень. Цена: 280р.

Католические чётки.

50 бусин. Материал: можжевельник. Цена: 680р.

52 бусины. Материал: самшит. Цена: 780р.

10 бусин. Материал: граб. Цена: 100р.

Мусульманские чётки.

Четки в Исламе (ас-субхаh). Четки по праву считаются одним из важнейших религиозных символов Ислама. Их применяют для чтения зикра: слов упоминания Аллаха. «Воистину, самая полезная вещь, которая напоминает о чтении зикра - это четки» (слова Пророка). Арабское слово «ас субах» (четки) с точки зрения арабского языка и религии Ислама образовано от слова «ат тасбих», означающего произнесение слов «Субхан Аллах», которые являются словами восхваления Аллаха.

Мусульманские четки состоят из 99 зерен (или кратные 99 (99,33,11). 99 - число, которое соответствует Божественным Именам. У четок есть свои определенные названия. Так, четки, состоящие из 33 зерен, называются - «тасбих», «субха» и «мисбаха», они делятся на три звена при помощи специальных зерен-камней. Четки из 99 зерен делятся на звенья после каждого 33 зерна. Мусульманские четки оканчиваются пушистой продолговатой кисточкой или камушком с кисточкой, это символизирует веру в Единого Бога.

33 бусины. Материал: дуб, граб, ясень, орех. Цена: 410р.

99 бусин. Материал: граб. Цена: 980р.

99 бусин. Материал: ясень. Цена: 1100р.

Иные, нерелигиозные, достоинства и функции четок - медицинские и эзотерические.
Уже давно известно, что в кончиках наших пальцев сосредоточены нервные окончание, напрямую связанные с мозговыми центрами. Взгляните на детей. Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, тесно связаны с перебиранием в руках небольших предметов: шариков, кубиков, горошинок, и т.д. То есть, развивая руки,- мы одновременно влияем и на развитие мозговой деятельности. Умные китайцы уже давно придумали для снятия стресса небольшие металлические шарики (шары цигун). Перекатывая их по руке, они воздействовали на мозг, через нервные окончания, расположенные на пальцах. Точно по такому же принципу работают четки. Перебирая зерна четок разными пальцами, можно влиять на весь организм в целом и на отдельные стороны его жизнедеятельности. И, конечно, на свое эмоциональное состояние. Например, используя большой и указательный пальцы, можно облегчить головную боль и восстановить дыхание. Если задействовать средний палец, можно успешно снять гнев и угнетенное, депрессивное состояние. Работа с безымянным пальцем помогает повысить устойчивость организма к магнитным бурям и перепадам давления. Если мять четки в руках и тем самым воздействовать на всю ладонь, можно нормализовать работу всех внутренних органов.
Помимо этого, подобная работа с четками влияет и на болезненные суставы тех, кто болен артритом, существенно облегчая состояние рук.
Также работа с четками рекомендуется тем, кому это заболевание угрожает в силу выбранной профессиональной деятельности. Например, офисным работникам, которые проводят за клавиатурой по несколько часов в день. Перебирая четки, вы заставляете тренироваться те мышцы пальцев рук, которые рискуют атрофироваться в течение жизни.
- также одна из важнейших сторон воздействия четок на человеческий организм - это помощь в концентрации. Если вам необходимо запомнить какую-нибудь нужную информацию (тексты, иностранные слова, стихи), нужно в строгой последовательности перебирать зерна четок, и при перекладывании каждой бусины, - повторять ту или иную единицу информации.
Таким образом, четки хороши не только в религиозно-культовом служении и молитвах, но и крайне полезны для поддержания отличного физического и эмоционального здоровья. Они могут стать хорошим личным оберегом, полезным инструментом и великолепным подарком для родных и близких.

1. Виды чёток

Православные чётки могут состоять из разного количества бусин или узлов. Каждый десяток маленьких бусин отделён от следующего большей бусиной (узлом или крестом). Число зёрен бывает 10, 30, 40, 50, 100 и даже 1000 в келейных монашеских чётках.

Видами чёток являются вервица и лествица , а также лестовка .


Вервица

Вервица - веревочка с навязанными на ней узелками. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.


Молитва преп. Сергия Радонежского

Лествица – это чётки в форме лестницы, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, или кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Они символизировали лестницу спасения, восхождения на небо.

С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Были у преп. Серафима и чётки с крупными деревянными бусинами, их можно увидеть в освящённом в честь него храме в Свято-Даниловом монастыре.




Преп. Серафим Саровский. Чётки преподобного Серафима

От лествицы несколько отличается лестовка. Лестовка представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка (лепестка), сто узелков-бобочек, семь передвижек между ними и девять «ступеней». Её используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.


Лестовка

2. Предназначение и символика чёток

Св. Феофан Затворник объясняет цель молитвы по чёткам:

«Необходимо это, потому что есть какая-то у нас непонятная странность. Когда, например, занимаемся чем-либо внешним, то часы проходят, будто одна минута. Но когда становимся на молитву, то и минуты не пройдет, а уж кажется, что молились долго-предолго. Это помышление не причиняет вреда, когда совершают молитву по установленному правилу, а когда кто молится, только поклоны кладя с коротенькою молитвою, то оно представляет большое искушение и может прекратить молитву, едва начавшуюся, оставляя обманчивое уверение, что молитва прошла как следует. Вот добрые молитвенники и придумали, чтобы не подвергаться этому самообману, чётки, которые и предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя».

Замкнутость чёток символизирует бесконечность, то есть молитву непрестанную, вечную. Там, где при связывании в круг шнурка образуется узелок, чётки увенчиваются крестиком и кисточкой . Эта кисть называется «воскрилием». Четырьмя такими воскрилиями оканчивались одежды древних иудеев, напоминая о том, что следует исполнять заповеди. Так и молящемуся по чёткам эта кисть должна напоминать, что молитва только тогда будет плодотворной, когда соединится с ревностью к исполнению заповедей. Также эта кисточка напоминает нам о воскрилии ризы Самого Спасителя. Как некогда кровоточивая жена, с верою прикоснувшись к краю ризы Спасителя, получила исцеление (см. Лк. 8, 43-48), так и молящийся с верой прикасается духом к краю ризы Христовой, к Божией благодати, и получает помощь, утешение и исцеление от мучающих его страстей и болезней.

В монашестве чётки называют духовным мечём и вручаются монаху при постриге. Иноки не расстаются с ними никогда. В этом случае чётки являются средством напоминания о непрестанной молитве, оберегающим от рассеивания ума.

Игумения Таисия (Солопова) писала к новоначальной инокине:

«Если Апостол учит всех христиан «непрестанной» молитве, то не тем ли более таковая молитва составляет непременную обязанность иноков, как добровольно сложивших с себя излишние житейские заботы и посвятивших себя исключительно молитве и богомыслию. При надевании иноческой одежды (рясы) вновь вступающему послушнику вручаются, между прочим, и чётки для вещественного напоминания о непрестанной молитве, которою должен заниматься новоначальный, постепенно обучая себя этому «духовному деланию», как называют святые отцы-подвижники умную молитву. … потому-то тебе, как инокине, по самому призванию своему обязанной хранить непрестанную внутреннюю молитву, я указываю, между прочим, на чётки, данные тебе вместе с иноческим одеянием не как простая принадлежность его, а как начальный обучитель молитве и как вещественное напоминание о ней».


Игумения Таисия (Солопова)

Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина. Как правило, мирян благословляют носить чётки не открыто для всех, не напоказ, а только незаметно на пальце, или в кармане, или пользоваться ими келейно (дома). Чётки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определенного количества Иисусовых и других кратких молитв.

Архим. Рафаил Карелин пишет о символике и значении чёток:

«Во-первых, чётки - это меч духовный, помогающий нам в сражении с демонами. Во-вторых, это бич, которым мы изгоняем из своей души страсти. В-третьих, это символ, это утешение нам, показывающее, что если мы будем усердно и разумно упражняться в Иисусовой молитве, то получим стократное воздаяние. В-четвёртых, чётки напоминают нам о путах и страданиях Спасителя и таким образом научают нас смирению. В-пятых, они учат нас вспоминать о заповедях и одновременно надеяться на милость Божию, потому что одно только прикосновение к славе Божией и благодати уже исцеляет нас от течения страстей. И наконец, они являются образом и символом вечности, к которой человек приобщается через занятие молитвой, в особенности через занятие непрестанной молитвой Иисусовой.

…Чётки - это одно из внешних орудий молитвы; пользуясь ими, человек, согласно церковным правилам, может заменить суточные службы и другие молитвословия (разумеется, кроме церковных Таинств) определенным количеством Иисусовых молитв. Кроме того, чётки являются постоянным напоминанием человеку о молитве».

3. Из истории христианских чёток

О молитве христиан по чёткам упоминается с первых веков христианства.

Преп. Павел Фивейский использовал для отсчёта количества молитв обычные камешки. Также первые христиане для этого нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Пахомий Великий ввёл использование чёток в монашеский обиход. Среди монахов его монастырей было много простых, неграмотных людей. Из всех молитв они знали только молитву Иисусову. Святой Пахомий установил правилом молиться ею по чёткам определенное количество раз в день, следуя заповеди Божией о непрестанной молитве. Святитель Василий Великий в своём завещаниии безкнижному иноку написал, что следует за церковные службы молиться и класть поклоны по вервице, имеющей сто три узла, произнося на каждом узле молитву Исусову «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (Номоканон). Из Византии традиция использования чёток пришла на Святую Русь.


Вервица

Уже преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с чётками в сто узелков. Преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой чётки перебирает».


Преп. Савва Сторожевский, ученик преп. Сергия Радонежского

4. Нужно ли благословение на использование чёток?

Ранее в России чётками пользовались и монахи, и миряне. Так, например, в тринадцатом поучении «Домостроя» в Сильвестровской редакции сказано: " …Следует христианину всегда держать в руках чётки, а молитву Иисусову - неустанно на устах; и в церкви и дома, и на торгу - ходишь, стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте…"

В настоящее время в России отношение к использованию чёток мирянами осторожное, так как утрачены духовные ориентиры и традиции, у мирян часто нет опытного духовного руководителя для прохождения молитвы, а часто они и не считают, что нуждаются в руководстве, и берутся за преждевременно большой, непосильный подвиг, который могут понести только опытные христиане под бдительным руководством духовника. При таких условиях новоначальный христианин легко может впасть в состояние духовной прелести и серьезно себе навредить. Поэтому в наше время чётки обязательны исключительно монахам, а мирянам для того, чтобы проходить любое особенное, дополнительное, молитвенное правило по чёткам нужно взять благословение у духовника.

При этом многие священники придерживаются того взгляда, что миряне могут свободно использовать чётки для напоминания о непрестанной молитве, к которой призваны все христиане; для счёта молитв в общепринятых правилах, например, в правиле ко Св. Причащению; для небольшого или непостоянного прибавления к обычному правилу Иисусовой молитвы.

Иерей Виктор Кобзов:

«На использование чёток нет запрета . Поэтому, их употребление без специального благословения вобщем-то допустимо. Чётками может пользоваться любой христианин. Монахи должны творить молитву постоянно, поэтому они имеют их всегда с собой. Живущим в миру лучше пользоваться чётками только во время уединенных молитв.

В данном случае вопрос нужно ставить не о том, чтобы взять разовое благословение на пользование чётками, а дело в том, что многие шаги в духовной жизни нужно согласовывать с духовником, с тем священником, у которого Вы постоянно или часто исповедуетесь. Этот священнослужитель, наблюдая за вашей духовной жизнью, постоянно принимая Вашу исповедь, сможет рассудить, действительно ли Вам в данный период жизни полезно использование чёток, или для Вас это будет чем-то вроде "забавы"».

Священник Максим Каскун:

«Чётки - это механическое средство, благословенное церковью, чтобы помочь человеку сосредотачиваться на молитве, и чтобы отсчитывать сотни и тысячи молитв, которые человек делает. Чётки используются православным христианином, когда он дома или на работе читает Иисусову молитву, или, к примеру, «Господи, помилуй!», или читает «Богородице, Дева…» 150 раз - то есть, их используют, как метод отсчета, чтобы не сбиться от положенного правила.

Если чётки используют просто для подсчета, это одно, а если как «ножны» для молитвы, то нужно брать обязательно благословение, потому что человек может и в прелесть впасть, если сам за это возьмется».

Священник Вячеслав Брегеда:

"Чётки больше иноки с собой носят, потому как много и часто молятся, а обычному человеку они вроде как и ни к чему. Главное, все время о Боге помнить, постоянно про себя краткие молитвы, работая, произносить «Господи, помилуй», Иисусову молитву, стихи из псалмов, быть приветливым ко всем и отзывчивым. А чётки – даже если они есть у вас - не нужно их на показ выставлять, показывая, как фарисей, какой вы большой молитвенник.

…Есть чётки на 10 бусинок, как колечко, на палец надеваются, и не видит никто, что вы по чёткам молитесь. В чем чётки помогают: бывает, без чёток мысль уходит, а когда за бусины тянешь, мысль сосредотачивается на молитве».

Священник Алексей Рой:

«Когда человек перебирает бусины чёток при молитве, это дает определенный ритм молитве и возможность сконцентрироваться на молитве внутри себя, тем самым постоянно держа свой ум при молитве в общении с Богом. И на это должно быть благословение священника, которое дается, когда у человека уже есть какой-то задел в молитвах, побольше, чем обычное утреннее и вечернее правило».

Игумен Александр (Пахомов):

«Чаще всего проблема в том, что человек начинает сразу же "творить" молитву, а для духовной жизни это не всегда полезно.

Некоторые благочестивые христиане придают слишком большое значение внешним атрибутам, при этом плохо понимая их назначение. Так считается, что чётками можно "бесов гонять", пользуясь ими как ремнём. Иногда встречается такая точка зрения, что молитва по чёткам сама по себе благодатна. Монашествующие ограждены от всего этого достаточно хорошо. Так сказать, пришёл в армию - получи погоны, получи автомат. Эйфория, если и есть, то недолгая, а дальше - будни.

…Слово "творить" у меня поставлено в кавычки. Смысл в том, что читать и творить - разные вещи и отражают разные духовные состояния. Далеко не все трезво оценивают свои силы и им начинает казаться, что ещё немного и явятся ангелы, чтобы вместе помолиться. Для этого достаточно невнимательно прочитать пару книг о Иисусовой молитве, освоить внешние приёмы и отгородить часть комнаты шкафом, создав иллюзию "малой келлии"».

Святитель Феофан Затворник благословлял молитву по чёткам и молодым мирянам и мирянкам, обращавшимся к нему за духовным наставлением:

«Что касается до правила, то относительно сего так думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом.

Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего: "Боже, милостив буди..." Еще: иногда все время, назначенное на правило, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами...»

«Прочитав это, не подумайте, что гоню Вас в монастырь. О молитве по чёткам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И Вам пригодится сие. Когда молитвословие по чужим заученным молитвам причитается и не станет возбуждать, можете этим образом помолиться день-другой, потом опять – по заученным молитвам. И так – вперетруску.

И еще повторю: существо молитвы в возношении ума и сердца к Богу; эти правильца идут в пособие. Не можем мы обойтись без них, немощны суще. Благослови Вас, Господи!»

Архим. Рафаил Карелин:

«В исторической литературе сохранилось немало свидетельств о том, что еще два столетия тому назад чётки носили ремесленники, крестьяне и даже солдаты. В греческих церквах и на Востоке молитва по чёткам никогда не вызывала сомнений и принималась как церковное предание. Теперь потеря внутренней молитвы, переход на внешнюю деятельность с забвением самого главного - сочетания сердца с Богом - привела современных христиан к искаженному пониманию молитвы, как будто она должна ограничиваться только определенным временем и местом и кроме этого ум и душа могут беспрепятственно вращаться в кругу земных предметов и представлений. Поэтому теперь многие смотрят на чётки только как на атрибутику монашества наравне с клобуком и мантией. При виде чёток на руках мирянина они говорят: «Кто позволил ему носить чётки; что он - монах? Это нарушение правил!» - а каких, не знают сами.

…Я спрашивал об этом архимандрита Серафима. Он ответил, что «чёткоборчество» происходит от незнания, но прибавил, что монастырские старцы считали, что мирянам надо получить от духовного отца - старца благословение «на чётки», так как для Иисусовой молитвы нужно руководство и обучение, особенно в первое время; он считал, что ношение чёток требует от человека непрестанного молитвенного труда, иначе сами чётки на Суде Божием будут обличать его в нерадении или в лицемерии. Отец Серафим говорил, что глинские старцы благословляли своих чад на молитву по чёткам, но из-за богоборческого времени не советовали носить чётки открыто.

…Диавол, когда не может разрушить христианство путем гонений и клеветы, старается лишить человека внутренней духовной жизни и сделать христианство внешним. Поэтому враг восстал против Иисусовой молитвы и Причастия, внушив многим людям, в том числе и священникам, что Иисусова молитва - это дело одних монахов, а частое причащение может лишить человека благоговения и привести к прелести, то есть к духовному обольщению».

5. Как пользоваться чётками

Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина - это одна Иисусова молитва, или другая краткая молитва.

Возможны при этом и вставки других молитв, например, на каждой большой бусинке можно читать «Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку, или же молитвы своими словами, которые изливаются из сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.

Св. Феофан Затворник
так учил молиться по чёткам:

«…чётки… предлагаются для употребления тем, кто полагает молиться не молитвами молитвенника, а сам от себя. Употребляют их так – скажут: Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного, или: грешную – и переложат одну четочку между пальцами; скажут так в другой раз и еще переложат, и так далее; при каждой молитовке поклон кладут, поясной или земной, как охота, или при маленьких четочках – поясной, а при больших – земной. Правило все при сем состоит в определенном числе молитовок с поклонами, куда вставляются и другие молитвы, своим словом сказываемые. Для того чтобы и тут не обмануть себя поспешностью произношения молитовок и кладения поклонов, при определении числа поклонов и молитв определяют и время длительности молитвы, чтобы отсекать поспешность и, если вкрадется она, наверстать время приложением новых поклонов.

Сколько за какое молитвословие следует класть поклонов, у нас положено в Следованной Псалтири, в конце, и в двух пропорциях: для усердных и для ленивых или занятых. Старцы, которые и теперь у нас живут в скитах или особых келиях, например, на Валааме и в Соловках, все службы таким образом справляют. Если хотите или иногда захотите, и Вы свое правило можете сим образом справлять. Но прежде потрудитесь навыкнуть справлять его как прописано. Может быть, и не потребуется сие новое установление правила. Про всякий, однако ж, случай, посылаю Вам чёточки. Поступите вот так! Заметьте, сколько у Вас проходит времени за утреннею и вечернею молитвою, потом сядьте и приговаривайте свою коротенькую молитовку по чёткам и смотрите, сколько раз Вы пройдете чётки в продолжение времени, употребляемого Вами обычно на молитву. Это число и пусть будет мерою Вашего правила. Это Вы сделаете не во время молитвы, а помимо ее, хоть с таким же вниманием. Правило же молитвенное сим способом совершайте потом, стоя и поклоны кладя».

«О поклонах. Я нигде не встречал указания, на каждую ли молитву Иисусову класть поклон, - и какой, - поясной, или земной, - или иногда творить сию молитву и без поклонов. Правило поклонное в Сарове так совершается: 30 земных поклонов с молитвою Иисусовою, потом 100 молитв без поклонов; опять 30 земных поклонов с молитвою, и 100 молитв без поклонов; в третий раз 20 поклонов с молитвою, и еще 100 молитв без поклонов, наконец еще 20 поклонов с молитвою Иисусовою и 100 молитв без поклонов Пресвятой Богородице. - Вот тут не все молитвы с поклонами. Применительно к этому надо понимать и указание поклонов и молитв в следованной Псалтири, взамен церковных служб. Вы себе разделите свое правило на все три вида: часть с земными поклонами, часть с поясными и часть без поклонов. Как усердие: но надо всегда утруждать себя в молитве. - Как у древних совершались 12 молитв днем и 12 ночью, посмотрите в старых молитвенниках и псалтирях. Ныне к сожалению перестали это печатать. Но не забывайте, что дело не в исполнении числа поклонов и молитв, а в устремлении ума к Богу и согреяния сердца. Паче всего возгреть надо теплоту сердечную и хранить ее. Се закон неотложный. А правило, какое кто хочет, выбери. Церковь их предлагает много».

«Если не имели сего в правиле, то кладите пред началом молитвословия утреннего и вечернего по 50 поклонов поясных, малых и 5 земных, на большом узле - большой поклон по чёткам. То же и в конце правила. При поклонах - маленькие молитовки... Главная - Иисусова. Потом Божией Матери, своей Святой и другим чтимым. Сколько на каждое лицо поклонов - назначьте сами, чтобы в совокупности вышло 50... Примерно - Спасителю 30, Божией Матери 15, другим святым 5.

Молитве Иисусовой навыкнуть постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу и при работе... И другие молитовки можно всегда повторять... Боже, очисти мя... Боже, милостив... Настави мене, Господи Боже... и подобные.

Но главное - старайтесь всегда помнить, что Господь близ... и все видит - и соответственно тому держите себя и внешне и внутренно».

Преп. Паисий Святогорец говорил о поклонах при молитве по чёткам, отвечая на вопрос:

Геронда, когда я молюсь по чёткам о ком-то, то нужно креститься и делать малые поклоны?

В зависимости от того, что ты хочешь получить. Где больше труда, то имеет и большую ценность.

Когда, геронда, мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то нужно рукой касаться земли?

Нет, когда мы молимся по чёткам с поясными поклонами, то рука доходит до колена, а потом выпрямляемся. Другое дело поклоны, которые мы делаем, когда прикладываемся к иконам или во время «Честнейшей» и т. п. Тогда, если кто может, хорошо, чтобы рукой касался земли.

Геронда, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами, то никак не могу сосредоточиться.

Мне проще сосредоточиться, когда я молюсь по чёткам с крестным знамением и поясными поклонами. Забываю всё вокруг так, что когда оканчиваю молитву, то болит рука.

Геронда, как нужно делать земные поклоны?

Лучше земные поклоны делать до конца, то есть после каждого поклона полностью выпрямляться. Так глубже поклоны творишь перед Богом, да и для тела так легче. Ещё не нужно касаться земли открытой ладонью, потому что так можно повредить сухожилия, но опираться на внешнюю сторону кулака. И чтобы не было мозолей на руках, лучше делать поклоны на мягком коврике».

В воскресные дни, великие праздники и в дни, когда в Церкви отменяются земные поклоны - от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до Троицы, а также в дни полиелейных праздников молитва проходится без земных поклонов.

6. Правила молитвы по чёткам

А. Правило для неграмотных

За вечерню с акафистом Богородице - 12 чёток (по 100 зёрен)
без акафиста - 8
За малое повечерие с каноном Богородице - 7
За великое повечерие - 12
За полунощницу и утреню - 33
За часы с акафистом Спасителю - 16
За бдение - 60
За всю псалтирь - 60
За кафизму - 3
За канон, и за акафист - по 3.
За молитвы и правило ко причащению: 10 чёток, 8 Спасителю; 2 - Божией Матери; за молитвы по причащении 4 чётки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.

Начало молитвы обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».

И начинает молиться по чёткам; чётки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.

За каждой чёткой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» - и следующую чётку.

По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Б. Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:

В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.

В воскресение:
Слава, Господи, св. воскресению Твоему.

О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек).

О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек).

Поклоны на сотницу (из Чина пятисотницы монашеского правила):

С соответствующей молитвою:
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.

В. Количество молитв, читаемых по чёткам за соответствующие службы

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это правило помещено в Следованной Псалтири , Служебнике , третья цифра молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной Псалтири , последние цифры обозначают количество молитв или время (минуты), которое надо молиться, если нет чёток. За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", с поклонами или без поклонов.

1. Повечерие великое - 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов

2. Полуношница - 100 молитв и 25 поклонов, или 600 мол. без поклонов, 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин.

3. Утреня - 300 молитв и 50 поклонов, 1500 мол. без поклонов, 2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2 мин., 300 – Всем святым или 5 мин.

4. Часы (каждый в отдельности) - 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов.

5. Часы (все) с междучасиями - 1500 молитв без поклонов, 1800 – Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10 мин. Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов.

6. Вся Псалтирь - 6000 молитв без поклонов.

7. Одна кафизма - 300 молитв без поклонов. Одна Слава, 100 молитв без поклонов.

8. Канон Ангелу Хранителю - 50 молитв и 7 поклонов.

9. Канон седмичный - 30 молитв 5 поклонов.

10. Канон Богородице с акафистом - 200 молитв и 29 поклонов.

11. Последование ко Св. причащению - 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.

12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому - 600 молитв тому, кому служится молебен или 5 минут.


Каждому человеку, вставшему на путь поклонения Господу, следует знать, зачем нужны чётки. Этот атрибут является обязательным в каждой религии и имеют колоссальное значение в духовной практике. Внешне они выглядят как сомкнутая в кольцо нить с бусинами. Для изготовления используют разнообразные материалы: дерево, стекло или янтарь. Есть буддийские, индуистские, христианские и мусульманские чётки. В России распространены христианские чётки, в частности православные. Но даже не все верующие, не говоря о мирянах, знают, для чего они нужны и как правильно перебирать чётки.

Молитва - общая практика любого вероисповедания. Священные слова принято произносить многократно, что требует от верующего концентрации и часто подсчёта повторов. Перебирая чётки, легко отслеживать количество произнесённых прошений.

Ещё один важный момент, касающийся чёток, - сколько бусин должно быть в них. Их количество различается в зависимости от религиозной традиции. У христиан чаще всего используются чётки со 100 основными бусинами и тремя дополнительными. Последние размещаются под местом, куда крепится крест. Такие чётки иногда используют в качестве украшения, например у католиков: их вешают на статуи святых. В православии больше распространено использовании 33 бусин, символизирующих количество лет жизни на Земле Иисуса Христа.

Виды в христианстве

Есть два вида чёток , которые используют в христианстве при молитве.

Термин «лестовка» переводится как «лестница» и символизирует восхождение в обитель Всевышнего. Эта разновидность имеет форму не бусинок, а кожаного ремня, по длине которого созданы широкие петли («ступени»). Расположение последних основывается на неординарной системе, а в их структуре располагается бумажных валик, в котором издревле писались священные молитвы. Окончания лестовок сшивают «лапостами» (скреплёнными треугольниками). Сегодня этот древний атрибут фактически не применяется.

Розарием называются обыкновенные католические чётки, которые используются и в православных кругах. Они более просты в применении и лаконичны в изготовлении, чем лестовки. Их происхождение связано с именем святого подвижника Доминика. Предания утверждают, что Божья Матерь явилась к нему, вручила чётки и велела произносить молитвы для победы западного христианства над еретиками.

Есть и другая версия: розарий происходит от традиции ежедневного прочтения 150 священных псалмов. Современную классификацию эти чётки обрели в XIV веке, а в XIX они распространились на территории Российской Империи. Преподобный Серафим Саровский, являясь великим подвижником и почитателем Божьей Матери, ввёл в собственные общины практику молебна на розарии. Эту процедуру называли богородичным правилом. Святой Серафим оставил схемы чтения, но заменил церковный текст на аналогичный церковнославянский.

Исходя из этого можно утверждать, что и лестовки, и розарии - чётки православные.

Как пользоваться атрибутом

Перед началом регулярной практики верующему рекомендуется получить благословение у священнослужителей церкви. Молебельное обращение - простой ритуал, где одна бусина символизирует одну молитву.

Самостоятельное изготовление

Атрибут не обязательно приобретать, его можно сплести самостоятельно, с благословения священника и молитвой в душе, освятить в церкви и использовать как покупные. Есть очень простая, как плести чётки православные, схема. Для плетения понадобится длинная нить и бусины разного размера и формы. Далее, их нанизывают на нить по следующему принципу:

  • 9 мелких (5−10 мм) бусин;
  • 9 среднего (10−15 мм) размера;
  • 1 мелкая (5−10 мм) бусина;
  • завершается последовательность самой крупной (15−20 мм) бусиной.

В цепочке должно быть 30 бусин , их нужно замкнуть, пропустив концы через последнюю бусину, и нанизать еще три дополнительные (продолговатую, мелкую и среднюю). Концы нити закрепляются, затем обрезаются или прижигаются, к ним также можно прикрепить крест. Вместо бусин можно плести узелки, например, из сутажной ленты. В православных четках число бусин может быть не только 33, но и другое - кратное 10 или 12, либо 103.

Этот религиозный аксессуар постоянно напоминает о важности произнесения молебна, который является своеобразным щитом от пагубных результатов мирской жизни. Используя чётки, разум просящего легче концентрируется на Всевышнем Господе, который с большой любовью помогает собственным созданиям.

Правильные четки или благотворное влияние четок на нервную систему.
В последнее время мы все чаще замечаем людей, в руках у которых четки.
Для чего нужны четки и что такое правильные четки попробуем разобраться.
ЧЁТКИ - это стеклянные, деревянные, янтарные и другие шарики, нанизанные на шнурок или ленту, чаще всего замкнутые в кольцо.
У православных и католиков к четкам подвешивается крестик. Это и считается правильными четками, православными и христианскими.
В Древней Руси в быту по культовым чёткам производили «чит», то есть «читали молитвы». По ним считывали поклоны, то есть производили «счёт». «Считка» и «счёт» в конечном итоге привели к появлению единого названия молитвенного атрибута - чёток (чётное число вознесения молитв к Богу).
Есть народная пословица «Все что чёт -Богу, все, что нечет - лукавому».
По прочтению очередной молитвы откладывают одно зерно.
И так раз за разом, пока не завершится круговой цикл читки положенных молитв.
В православной церкви четки используют только монахи, монахини и высшее духовенство. Четки также распространены у буддистов и мусульман.
Известно о благотворном влиянии четок на самочувствие их владельца.



Из книги Музаффара Хаджи Усманова «Посох суфия»

При помощи четок странствующие дервиши во время длинных переходов делали себе массаж, снимая этим напряжение, улучшая лимфо- и кровообращение. При массаже усиливается артериальное кровообращение и улучшается питание клеток организма. Кроме того, массаж нормализует перераспределение крови между внутренними органами и мышцами, что само по себе является профилактикой от болезней.

Для чего нужны четки? На Востоке принято перебирать четки для облегчения счета. Однако, главная особенность перебирания четок в том, что трение кончиков пальцев о четки, которые нередко изготавливаются из натуральных камней, которые обладают целебными свойствами, успокаивает нервную систему и значительно укрепляет иммунитет.

Еще одна причина: на кончиках пальцев рук начинаются и заканчиваются энергетические каналы, которые влияют на кровообращение и теплообразование, регулируют работу легких, сердца, печени, кишечника и других органов. Жители Востока считают гармонизацию работы этих каналов с помощью четок очень важной.

Кроме того, при перебирании четок мельчайшие частицы зерен проникают через кожу пальцев и обогащают организм необходимыми микроэлементами. Например,четки из шунгита помогают при вегето-сосудистой дистонии, четки из янтаря - при заболеваниях щитовидной железы, сердоликовые четки облегчают головную боль, повышают иммунитет и заживляют раны.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png