Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса
Кушу Анжела Нальбиевна
учитель- логопед МБДОУ №5 «Сказка»
г. Адыгейск
(слайд 1)
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующиеусловия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
- использование новых моделей компьютера
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
- (слайд 2) Цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;
- активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.
(слайд 3)
Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:
- Активизировать познавательную деятельность детей
- Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания
- Повышать интерес к обучению (мотивация)
- Осуществлять дифференцированный подход
- Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей
- Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)
(слайд 4)
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе :
- При объяснении (введении) нового материала
- При закреплении
- При повторении
- При обобщении
- При обследовании
При подготовке и проведении уроков логопед использует электронные ресурсы учебного назначения :
- Презентации
- Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды
- Тестовые оболочки
- Ресурсы Интернет
- Развивающие flash-игры
Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».
Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.
(Слайд 5) Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: « Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
Т. о . презентация:
- Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
- Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
- Усиливает воздействие выступления
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, детям предлагаются творческие задания , которые выражаются:
Слайд 6 Направления коррекционной работы с использованием ИКТ
«Артикуляционная гимнастика» При помощи пособия « Сказка о веселом язычке » закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Для работы над звукопроизносительным компонентом речи я заказала программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки ).
Слоговая структура. Возможности использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи.
Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны : «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».
Развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.
Подготовка к обучению грамоте. Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.
Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко». Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей.
Интернет:
- Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией
- Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету
Выводы: ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения; использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.
Я работаю логопедом 7 лет, стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась. Одним из занятий в ДОУ, требующих дополнительные средства обучения, являются логопедические занятия. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
В системе коррекционно - развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.
1. Работа с детьми:
- индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;
- подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций;
- речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;
- диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).
2. Работа с родителями :
- интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;
- электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);
- консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
- творческие недели (логопедические тренинги, организационно - деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).
3. Работа с педагогами :
- мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
- семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
- презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
- творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).
Конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации. Вашему вниманию представлен конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации.
Цель занятия: автоматизация звука [С] в слогах, в словах, в предложениях.
В презентации представлены игровые упражнения на:
Развитие фонематического слуха;
Закрепление навыков образования уменьшительно-ласкательных форм; Закрепление навыков согласование числительных с существительными; Деление слов на слоги;
Развитие мелкой моторики;
Развитие внимания, памяти, и мышления.
Подготовила:
Н.А. Устинова
учитель-логопед МБДОУ д / с №5
г.Мончегорск
В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.
В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.
Компьютеризированные формы работы с детьми позволяют:
- более продуктивно корригировать речевые нарушения у дошкольников и ускорить процесс преодоления речевых нарушений;
- значительно расширяют зону ближайшего развития ребенка;
- способствуют интеллектуальному и социальному развитию детей;
- управлять познавательной деятельностью дошкольников, т.е. перейти из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;
- мотивируют познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания;
- развивают эмоционально-волевую сферу детей;
- побуждают к активной творческой деятельности;
- создают положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.
- активизируют непроизвольное внимание детей;
- повышают интерес детей к обучению и мотивацию детей к занятиям;
- позволяют эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей;
- повышается результативность обучения.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в работе? Это:
1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала.
3. Обмен опытом, знакомство с наработками других логопедов.
4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.
5. Создание презентаций для повышения эффективности совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
Специализированные компьютерные инструменты обучения способствуют успешному развитию дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Следовательно, проводимая нами работа соответствует требованиям стандарта.
На своих занятиях я успешно использую следующие компьютерные игры и программы: «Игры для Тигры», «Домашний логопед. Практический курс», «Скоро в школу. Развитие речи», «Несерьёзные уроки. Готовимся к школе», «Баба-Яга учится читать», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Учимся читать играя», «Электронный букварь», «Несерьёзные уроки. Логика и внимание», «Гарфилд дошкольникам. Основы лексики и орфографии» .
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Презентации отражают несколько аспектов логопедической работы:
- диагностика звукопроизношения,
- коррекция нарушений звукопроизношения,
- обогащение словаря,
- развитие грамматических структур,
- совершенствование связной речи,
- обучение грамоте,
- развитие когнитивных функций.
Обследование звукопроизношения
Звук [ С ]
Развитие элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза
Определение позиции звука в слове: «Назови картинки, растягивая звук [ С ] в словах. Где слышится звук [ С ] : вначале, середине и ли в конце?»
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).
Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:
Повышение мотивации для исправления
недостатков речи детей;
- обеспечение психологического комфорта
на занятиях;
- развитие психологической базы речи:
восприятия, внимания и мышления за счет
повышения уровня наглядности;
- совершенствование навыков
пространственной ориентировки, развитие
точности движений руки;
- развитие всех сторон речи, сенсорных
функций, артикуляционной и мелкой моторики;
- совершенствование познавательной
деятельности, прежде всего мышления, памяти,
внимания;
- формирование личности ребёнка в целом;
- повышение качества обучения и
работоспособности детей.
Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:
- Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
- Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
- Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
- Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
- Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
- Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
- Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка . В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
- Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
- Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
- Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.
– звукопроизношение;
– просодические компоненты речи;
– фонематический анализ и синтез,
фонематические представления;
– лексико-грамматические средства языка;
– артикуляционная моторика;
– мелкая моторика;
– связная речь.
При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:
Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- знакомство детей с компьютерными программами;
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
Задачи коррекционно-образовательного цикла:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
- развитие знаковой функции сознания;
- развитие психических функций.
Задачи творческого цикла:
- развитие воображения;
- развитие познавательной активности.
На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.
1. Готовый продукт.
- компьютерные логопедические тренажёры;
- компьютерные тесты;
- приключенческие квесты и обучающие игры;
- книги, учебники и энциклопедии;
- электронные рассылки;
- логопедические ресурсы;
2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.
- составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
- веб-страницы и веб-сайты;
- подборки компьютерных тестов;
- цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:
Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.
Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед » . Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.
Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно » («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.
Программа содержит четыре раздела:
- Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
- Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
- Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
- Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).
Особенности программы:
- Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
- Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
- Несколько уровней сложности в каждом задании.
- Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
- Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.
«Учимся читать. Страна Буквария » («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:
- Понятие буквы как графического символа звука,
- Понятие слова как упорядоченного множества букв,
- Смыслообразующая роль буквы в слове,
- Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
- Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.
В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.
«Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык » из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.
Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения » («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:
- Быстрый поиск
- Половинки слов
- Поврежденный текст
- Скорость и понимание
Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.
А также профессиональные дополнения:
- Материалы для подготовки занятий,
- Конструктор картинок,
- Рабочий стол специалиста.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Список литературы:
1. Беспалько В.П.
Образование и обучение
с участием компьютеров (педагогика третьего
тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск.
псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е.П.
Ресурсы
информационно-компьютерных технологий в
обучении дошкольников с нарушениями речи. //
«Логопед» №5, 2010.
3. Кадочникова Н.К.
Использование
интерактивной доски на логопедических
занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
4. Королевская Т.К.
Компьютерные
интерактивные технологии и устная речь как
средство коммуникации: достижения и поиски.
//Дефектология. – 1998. – № 1.
5. Кукушкина О.И.
Компьютер в специальном
обучении. Проблемы, поиски, подходы
//Дефектология. 1994. – № 5.
6. Машбиц Е.И.
Психолого-педагогические
проблемы компьютеризации обучения.//М.:
Педагогика. 1988.
7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р.
Компьютерные
средства обучения: проблемы разработки и
внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р.
Новые
информационные технологии: специализированная
компьютерная логопедическая программа «Игры для
Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
9. Тимофеева Ж.А.
О способности детей с
нарушением в развитии извлекать информацию из
общения с героем компьютерной программы
//Дефектология. 1997. – № 2.
10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И.
Образовательные проекты в группе для детей с ОНР.
// М. – 2012.
Цель: Показать роль и значение формирования фонематического слухаи восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
· Повысить собственный уровень знанийпутём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации винтернет ресурсах по изучаемой теме.
· Разработать перспективный план работы с детьми.
· Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.
· Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия удетей старшего дошкольного возраста.
· Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему
“ Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста ”.
· Принять участие в ПМПк, пед.советах и методических объединениях.
· Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
· Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки».
· Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.
· С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.
· При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.
· Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;
Участие в профессиональных конкурсах;
Участие в вебинарах.
В условиях логокабинета использование учителем-логопедом авторских слай-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме. Воспитателям также рекомендуется применение слайд-презентаций при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логокабинета, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов
Выступление на собраниях
Участие в творческих конкурсах детей
Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей
Консультативная помощь на страницах персонального сайта
РАБОТА НА СТРАНИЦАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА
При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно использую персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.
Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике: публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями; возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии; позволяет отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога); авторство. Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.
Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях логокабинета, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан план по самообразованию, направленный на развитие фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и графические символы у детей с речевыми нарушениями. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.
Целью первого года реализации плана стало развитие неречевого слуха у детей среднего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.
За первый год была проведена следующая работа:
· проведена работа по самообразованию: изучена научно-педагогическая и специальная литература по проблеме проекта;
· разработаны критерии диагностики уровня развития неречевого слуха у детей дошкольного возраста;
· разработан план работы по реализации проекта;
· определены направления, по которым осуществляется развитие неречевого слуха;
· разработан и реализован тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие предпосылок становления фонематического восприятия у детей;
· составлена картотека дидактических игр по развитию неречевого слуха;
· проведена консультация для воспитателей, раннее развитие фонематического восприятия, как залог успешного освоения грамоты
· проведена консультация родителей по вопросу возможности развития неречевого слуха в домашних условиях;
В течение года изучила методическую литературу: Ткаченко Т.А «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы»; Баранова В.В. «Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядного моделирования»; Карельская Е.А. «Использование символовв работе над звуками». Самостоятельно изучала материал на сайтах:
Применяла в работе по развитию фонематического восприятия игры и игровые приемы различной направленности:
1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
2 блок – игры на определение направления звучания.
3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.
4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.
5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.
7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.
Основными методами развития слухового восприятия стали:
· Практический – дидактические игры. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.
· Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.
· Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.
Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.
В основу разработок игр и игровых упражнений было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. «Научи меня слышать»(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). »