Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ логопедических занятиях как средство оптимизации коррекционно – педагогического процесса

Кушу Анжела Нальбиевна

учитель- логопед МБДОУ №5 «Сказка»

г. Адыгейск

(слайд 1)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующиеусловия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Сложная структура нарушений при общем недоразвитии речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. Часто ребенок, осознавший наличие у себя определенного нарушения, стесняется ею, у него появляется боязнь, что он будет осмеян или не понят, неуверенность в себе, своих способностях в общении, боязнь общества, что опять же приводит к неудачам в общении. Они еще больше закрепляют психологическое состояние неуверенности и неспособности, что в свою очередь имеет неблагоприятное влияние па эмоциональное и психическое состояние и развитие ребенка. Общение с компьютером становится для ребенка в некотором роде обезличенным, и малыш, не испытывает боязни, учится доверять собеседнику.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

  • (слайд 2) Цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;
  • активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ОВЗ: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

(слайд 3)

Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность детей
  • Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания
  • Повышать интерес к обучению (мотивация)
  • Осуществлять дифференцированный подход
  • Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей
  • Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

(слайд 4)

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе :

  • При объяснении (введении) нового материала
  • При закреплении
  • При повторении
  • При обобщении
  • При обследовании

При подготовке и проведении уроков логопед использует электронные ресурсы учебного назначения :

  • Презентации
  • Ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды
  • Тестовые оболочки
  • Ресурсы Интернет
  • Развивающие flash-игры

Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.

(Слайд 5) Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: « Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

Т. о . презентация:

  • Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
  • Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
  • Усиливает воздействие выступления

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, детям предлагаются творческие задания , которые выражаются:

Слайд 6 Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

«Артикуляционная гимнастика» При помощи пособия « Сказка о веселом язычке » закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Для работы над звукопроизносительным компонентом речи я заказала программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007). Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки ).

Слоговая структура. Возможности использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи.

Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», « Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008), созданном при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны : «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги».

Развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.

Подготовка к обучению грамоте. Для подготовки к обучению грамоте эффективен «Букварик-Смешарик» («студия Петербург», 2006). Эта компьютерная игра позволяет соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.

Варианты преподнесения материала обусловлены функциями и возможностями компьютерных программ. Это – текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, готовые и найденные в Интернете компьютерные обучающие и развивающие игры. Их можно найти на сайте «Самоучка», «Отличник», «Логозаврия», «портал «Солнышко». Интернет – новое информационное явление. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться в предметы образовательных областей.

Интернет:

  • Предоставление возможности для творческого общения и обмена информацией
  • Позволяет использовать на занятии современные технические средства, увлекательные для ученика: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету

Выводы: ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения; использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточённости, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно-образное мышление.

Я работаю логопедом 7 лет, стараюсь идти в ногу со временем. Меня заинтересовала проблема использования компьютера на логопедических занятиях. Поэтому я к ней и обратилась. Одним из занятий в ДОУ, требующих дополнительные средства обучения, являются логопедические занятия. Не секрет, что именно логопедические занятия требуют большей наглядности для усвоения материла, чем какие-либо другие. Здесь на помощь приходит компьютер, с его неограниченными возможностями. Компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
В системе коррекционно - развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.

1. Работа с детьми:

  • индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;
  • подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций;
  • речевые праздники и развлечения с использованием слайд-шоу;
  • диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

2. Работа с родителями :

  • интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;
  • электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);
  • консультативно-методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
  • творческие недели (логопедические тренинги, организационно - деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).

3. Работа с педагогами :

  • мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
  • семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
  • презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
  • творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

Конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации. Вашему вниманию представлен конспект занятия на тему: Звук «С» в форме презентации.

Цель занятия: автоматизация звука [С] в слогах, в словах, в предложениях.

В презентации представлены игровые упражнения на:

Развитие фонематического слуха;

Закрепление навыков образования уменьшительно-ласкательных форм; Закрепление навыков согласование числительных с существительными; Деление слов на слоги;

Развитие мелкой моторики;

Развитие внимания, памяти, и мышления.



Подготовила:

Н.А. Устинова

учитель-логопед МБДОУ д / с №5

г.Мончегорск


В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера.

В условиях введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных.


Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.


Компьютеризированные формы работы с детьми позволяют:

  • более продуктивно корригировать речевые нарушения у дошкольников и ускорить процесс преодоления речевых нарушений;
  • значительно расширяют зону ближайшего развития ребенка;
  • способствуют интеллектуальному и социальному развитию детей;
  • управлять познавательной деятельностью дошкольников, т.е. перейти из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;
  • мотивируют познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания;
  • развивают эмоционально-волевую сферу детей;
  • побуждают к активной творческой деятельности;
  • создают положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.
  • активизируют непроизвольное внимание детей;
  • повышают интерес детей к обучению и мотивацию детей к занятиям;
  • позволяют эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями) детей;
  • повышается результативность обучения.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в работе? Это:

1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала.

3. Обмен опытом, знакомство с наработками других логопедов.

4. Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.

5. Создание презентаций для повышения эффективности совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.


Специализированные компьютерные инструменты обучения способствуют успешному развитию дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Следовательно, проводимая нами работа соответствует требованиям стандарта.

На своих занятиях я успешно использую следующие компьютерные игры и программы: «Игры для Тигры», «Домашний логопед. Практический курс», «Скоро в школу. Развитие речи», «Несерьёзные уроки. Готовимся к школе», «Баба-Яга учится читать», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Учимся читать играя», «Электронный букварь», «Несерьёзные уроки. Логика и внимание», «Гарфилд дошкольникам. Основы лексики и орфографии» .


РАБОТА С ДЕТЬМИ

Презентации отражают несколько аспектов логопедической работы:

  • диагностика звукопроизношения,
  • коррекция нарушений звукопроизношения,
  • обогащение словаря,
  • развитие грамматических структур,
  • совершенствование связной речи,
  • обучение грамоте,
  • развитие когнитивных функций.

Обследование звукопроизношения

Звук [ С ]






Развитие элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза

Определение позиции звука в слове: «Назови картинки, растягивая звук [ С ] в словах. Где слышится звук [ С ] : вначале, середине и ли в конце?»




Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
- обес­печение психологического комфорта на занятиях;
- развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
- совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
- развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
- совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
- формирование личности ребёнка в целом;
- повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
  • – звукопроизношение;
    – просодические компоненты речи;
    – фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
    – лексико-грамматические средства языка;
    – артикуляционная моторика;
    – мелкая моторика;
    – связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка . В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

  • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
  • знакомство детей с компьютерными программами;
  • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
  • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

  • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
  • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
  • развитие знаковой функции сознания;
  • развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

  • развитие воображения;
  • развитие познавательной активности.

На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

1. Готовый продукт.

  • компьютерные логопедические тренажёры;
  • компьютерные тесты;
  • приключенческие квесты и обучающие игры;
  • книги, учебники и энциклопедии;
  • электронные рассылки;
  • логопедические ресурсы;

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

  • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
  • веб-страницы и веб-сайты;
  • подборки компьютерных тестов;
  • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед » . Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно » («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

  • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
  • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
  • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
  • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Особенности программы:

  • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
  • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
  • Несколько уровней сложности в каждом задании.
  • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
  • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

«Учимся читать. Страна Буквария » («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

  • Понятие буквы как графического символа звука,
  • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
  • Смыслообразующая роль буквы в слове,
  • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
  • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

«Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык » из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения » («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

  • Быстрый поиск
  • Половинки слов
  • Поврежденный текст
  • Скорость и понимание

Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

А также профессиональные дополнения:

  • Материалы для подготовки занятий,
  • Конструктор картинок,
  • Рабочий стол специалиста.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

Цель: Показать роль и значение формирования фонематического слухаи восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

· Повысить собственный уровень знанийпутём изучения необходимой литературы по теме самообразования, посещения МО. Обзор информации винтернет ресурсах по изучаемой теме.

· Разработать перспективный план работы с детьми.

· Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало и конец учебного года.

· Исследовать состояние фонематического слуха и восприятия удетей старшего дошкольного возраста.

· Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему

Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей старшего дошкольного возраста ”.

· Принять участие в ПМПк, пед.советах и методических объединениях.

· Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.

· Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки».

· Создать как можно больше дидактического материала, влияющего на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия в речи детей и экспериментально проверить его эффективность.

· С помощью дидактических игр побуждать детей прикладывать как можно больше усилий в работе по формированию фонематического слуха и восприятия.

· При помощи дидактических игр вызвать интерес к логопедической работе.

· Прививать любовь к книге, развивать речь с помощью детской литературы.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;

Участие в профессиональных конкурсах;

Участие в вебинарах.

В условиях логокабинета использование учителем-логопедом авторских слай-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме. Воспитателям также рекомендуется применение слайд-презентаций при проведении артикуляционной и пальчиковой гимнастики, развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Логопедическая работа с дошкольниками, в условиях логокабинета, предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. Использование ИКТ дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей-логопатов

Выступление на собраниях

Участие в творческих конкурсах детей

Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей

Консультативная помощь на страницах персонального сайта

РАБОТА НА СТРАНИЦАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА

При реализации задач профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно использую персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач коррекционно-речевой работы.

Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют учителю-логопеду использовать его в практике: публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями; возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии; позволяет отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога); авторство. Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.

Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют учителю-логопеду не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу в условиях логокабинета, значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан план по самообразованию, направленный на развитие фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и графические символы у детей с речевыми нарушениями. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.

Целью первого года реализации плана стало развитие неречевого слуха у детей среднего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.

За первый год была проведена следующая работа:

· проведена работа по самообразованию: изучена научно-педагогическая и специальная литература по проблеме проекта;

· разработаны критерии диагностики уровня развития неречевого слуха у детей дошкольного возраста;

· разработан план работы по реализации проекта;

· определены направления, по которым осуществляется развитие неречевого слуха;

· разработан и реализован тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие предпосылок становления фонематического восприятия у детей;

· составлена картотека дидактических игр по развитию неречевого слуха;

· проведена консультация для воспитателей, раннее развитие фонематического восприятия, как залог успешного освоения грамоты

· проведена консультация родителей по вопросу возможности развития неречевого слуха в домашних условиях;

В течение года изучила методическую литературу: Ткаченко Т.А «Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетические символы»; Баранова В.В. «Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядного моделирования»; Карельская Е.А. «Использование символовв работе над звуками». Самостоятельно изучала материал на сайтах:

Применяла в работе по развитию фонематического восприятия игры и игровые приемы различной направленности:

1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

2 блок – игры на определение направления звучания.

3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.

4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.

5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.

7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

Основными методами развития слухового восприятия стали:

· Практический – дидактические игры. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.

· Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.

· Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.

Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.

В основу разработок игр и игровых упражнений было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. «Научи меня слышать»(Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). »

  • 2016-2017 учебный год " Использованиеинформационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ, в условиях внедрения ФГОС, как педагогическая поддержка родителей с речевыми нарушениями"
  • 2017-2020 учебный год «Развитие фонематического восприятиячерез игры, игровые упражнения и графические символы у детей с дефектами речи»
  • Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png